Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно организовать «шева брахот»?

8 сентября 2014 года, темы: Свадьба, Шева брахот, Яков Шуб

Отложить Отложено

Хотим сделать «шева брахот» нашим хорошим знакомым. Что надо сделать, чтобы организовать все в соответствии с еврейским законом?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. После свадьбы для молодоженов наступают семь праздничных дней. Эти праздничные дни были установлены, во-первых, в честь радости жениха, а во-вторых, из-за обязанности жениха веселить невесту. В эти дни принято устраивать праздничные трапезы, приглашать гостей и произносить специальные семь благословений в честь жениха и невесты. Эта трапеза так и называется — шева брахот (семь благословений). Напомним основные законы, связанные с проведением трапезы:

С какого момента начинают отсчитывать дни шева брахот?

Семь праздничных дней отсчитываются с того момента, когда во время свадебной церемонии под хупой произносят семь благословений — своего рода напутствие и благословение молодой семье на счастливую семейную жизнь. Соответственно, если хупа была после выхода звезд, то, поскольку день начинается с ночи, эта ночь и последующий день считаются первым из праздничных дней и остается еще шесть. Если же хупа была до захода солнца, то этот день считается первым, а последующая ночь и день уже будут считаться вторым праздничным днем, соответственно, останется еще пять дней. Следует отметить, что если трапезу устраивают в последний из семи праздничных дней, то необходимо закончить ее и произнести шева брахот до захода солнца. Если трапеза затянулась до ночи, то шева брахот уже нельзя будет произнести.

Различие в обычаях ашкеназских и сефардских евреев

По обычаю ашкеназских евреев можно устраивать праздничные трапезы и произносить семь благословений как в доме жениха, так и в любом другом месте, где устраивают праздничную трапезу, будь то зал торжеств, дом родственников или знакомых.

А у сефардских евреев есть по этому поводу разные обычаи: некоторые произносят семь благословений, только когда устраивают трапезу в доме жениха (кроме первой трапезы непосредственно во время свадьбы). А другие поступают так же, как и ашкеназим. Поэтому в каждом конкретном случае следует посоветоваться с раввином.

Условия, при которых во время трапезы можно произносить все семь благословений

Во-первых, необходимо, чтобы на трапезе присутствовало как минимум десять взрослых мужчин — вместе с женихом.

Во-вторых, необходимо, чтобы это была настоящая трапеза с хлебом. Как известно, чтобы произнести специальную вставку с упоминанием имени Всевышнего в благословении после трапезы — Биркат а-мазон, — необходимо, чтобы, как минимум семь, человек из десяти присутствующих ели хлеб. Остальным достаточно поесть любую другую пищу в количестве ке-зайт или выпить любой напиток, кроме воды (а некоторые считают, что воды тоже достаточно), в количестве ревиит (около 86 мл.; Шулхан арух, Орах Хаим 197:2).

Существуют различные мнения о том, сколько человек должны есть хлеб, чтобы можно было после трапезы произнести семь благословений. Поэтому изначально необходимо, чтобы их было семь, как для чтения вставки в Биркат а-мазон, см. выше. Если такой возможности нет, то достаточно, чтобы хотя бы шесть человек ели хлеб. В таком случае Биркан а-мазон произносят без специальной вставки с упоминанием имени Всевышнего, но шева брахот все равно можно будет произнести (Шаарей Нисуин 4:22(11)).

В-третьих, необходимо, чтобы жених и невеста присутствовали на трапезе. Достаточно, если они появятся хотя бы в ее конце, при этом жених должен есть во время трапезы хлеб.

Принято также приглашать невесту с женской половины, чтобы она присутствовала при произнесении шева брахот, поскольку благословения были установлены ради успеха обоих молодоженов. Однако ее присутствие не является обязательным (Арух а-Шулхан, Эвен а-эзер, 62:37).

В-четвертых, необходимо, чтобы на трапезе присутствовал паним хадашот («новое лицо») — гость, который не принимал участия в свадебной церемонии или в других трапезах шева брахот, организованных для этих молодоженов.

Паним хадашот

В Шулхан Арухе (Эвен а-эзер 62:7) приводится два мнения о том, кого можно считать паним хадашот. По первому мнению, это человек, который не присутствовал непосредственно на свадебной церемонии и не слышал шева брахот. По второму мнению, даже когда человек слышал шева брахот во время свадебной церемонии, если он не участвовал в трапезе, он по-прежнему может считаться паним хадашот. Шулхан Арух говорит, что принято поступать в соответствии со вторым мнением. Однако некоторые алахические авторитеты придерживаются первого мнения (Мааршаль, Бейт Шмуэль 67:8), поэтому изначально следует поступать в соответствии с ним (Шевет а-Леви 8:280).

Изначально в роли паним хадашот должен выступать уважаемый человек, в честь которого стоило бы сделать трапезу более праздничной и присутствие которого доставило бы радость жениху и невесте (Шулхан Арух, Эвен а-эзер 62:8, Хелькат мехокек 62:13, Бейт Шмуэль 62:10). Однако сегодня принято даже «рядовых» людей приглашать в качестве паним хадашот, при этом изначально желательно, чтобы их присутствие как-то порадовало жениха и невесту (Шаарей Нисуин 4:22(22-23)).

По мнению Шулхан Аруха (Эвен а-эзер 62:6) необходимо, чтобы гость паним хадашот принял участие в трапезе. Однако по мнению Рамо достаточно просто его присутствия, поэтому у ашкеназских евреев принято произносить шева брахот, даже если паним хадашотне принимал участия в трапезе, а пришел в середине или ближе к концу трапезы и просто присутствует там во время произнесения шева брахот.

Во время первой или второй трапезы в субботу или праздник нет необходимости приглашать паним хадашот, т.к. эти святые дни сами по себе считаются паним хадашот. На третью трапезу не приглашают паним хадашот, только если там произносят слова Торы (Рамо, Эвен а-эзер 62:8).

В каких случаях произносят только два благословения из семи

Если на трапезе не присутствует гость паним хадашот, а также если на трапезе не присутствует десять мужчин (но есть хотя бы трое), произносят только два благословения: последнее из семи Ашер бара («Сотворивший веселье и радость…») и благословение на вино (Шулхан арух, Эвен а-эзер 62:4).

Вставки в благословении после трапезы шева брахот

Существуют две специальные вставки в приглашении к благословению после трапезы шева брахот. Приглашение к благословению начинается как обычно, ведущий приглашает: «Господа, давайте благословим». После того, как присутствующие ответили и он повторил за ними: «Да будет Имя Господа благословенно отныне и вовеки», принято произносить специальных стих, начинающийся словами Дэвай hасэр («Избавь нас от страдания…»).

Приводим перевод этого стиха: «Избавь нас от страдания и отведи скорбь и гнев, и тогда немые песнь воспоют. Веди нас путями праведности, услышь благословение сыновей Йешуруна, сыновей Аарона!» Этот стих — одно из напоминаний о разрушенном Храме, скорбь о котором не должна покидать наше сердце даже в момент радости. Поэтому мы молимся о том, чтобы Всевышний скорее избавил нас от этих страданий и отстроил Храм. Многие не произносят этот стих в субботу и праздник (Шмират шабат кэ-илхата 59:17).

Следующее изменение: ведущий продолжает: «С позволения (раввина, хозяина дома, гостей и т.д.) благословим Б-га нашего, в обители Которого — радость, Которому принадлежит пища, что мы ели». Присутствующие отвечают: «Благословен Б-г наш, в обители Которого — радость, Которому принадлежит пища, что мы ели», а ведущий повторяет эти слова. Далее продолжают как обычно.

Порядок шева брахот после трапезы

После окончания трапезы наполняют два бокала. Ведущий поднимает первый бокал и произносит Биркат а-мазон со специальными вставками (см. выше). После Биркат а-мазон поднимают второй бокал и произносят над ним шесть из семи благословений (кроме благословения на вино). Как и под хупой, у многих принято распределять эти благословения между разными людьми. При этом человек, который благословляет, должен держать бокал с вином в руке. Строго по букве закона не обязательно, чтобы благословляющий участвовал в трапезе (кроме того, кто произносит зимун — приглашение к Биркат а-мазон), хотя предпочтительно, чтобы он что-нибудь съел или выпил (Шаарей нисуин 3:19(8)).

Затем ведущий снова поднимает первый бокал и произносит над ним благословение на вино. Таким образом, становится понятно, что это благословение одновременно является частью Биркат а-мазон и одним из семи благословений жениха и невесты (Бейт Шмуэль, Эвен а-эзер 62:2).

После этого ведущий отпивает из первого бокала, как минимум, ревиит вина. Затем содержимое бокалов перемешивают: в первый доливают немного вина из второго, затем — во второй из первого. После этого один бокал отдают жениху, чтобы он отпил из него, а второй — невесте.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат? В чем состоит цель испытаний и какие личные средства необходимы для их успешного преодоления? Читать дальше