Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я зажгла свечи на полчаса позже

Темы: Суббота, Заповеди, Зажигание свечей, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Я уже четвертый год в стране. Приехав, я попала в религиозный район и постепенно стала знакомиться с еврейской жизнью. Мне многое понравилось, я даже начала зажигать свечи каждую субботу. Все хорошо, но меня очень пугает и отталкивает религиозный фанатизм. Недавно я с трепетом зажигала субботние свечи, но на полчаса позже. Как раз подошла соседка и прямо ахнула, как это я нарушаю субботу… Неужели все так должно быть фанатично?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Да, у нас не любят фанатизма. С детства нас больше приучали к умеренности. Умеренность — это хорошая черта, поэтому доброжелательному еврею хочется и умеренности религиозной. Может быть, вас это и удивит, но каждый еврей, соблюдающий религиозные предписания, считает себя именно таким: нормальным и умеренным. Проблема в том, что того, кто соблюдает поменьше его, он считает вообще не религиозным, а тот, кто взял на себя чуть больше обязанностей, для него — фанатик. Получается, что определение религиозной фанатичности — относительно. И до такой степени относительно, что и вы можете попасть (в глазах ваших знакомых) в разряды таких же фанатов. К примеру, скажет вам подруга: «Зачем тебе зажигать свечи каждую субботу? Делай это по настроению, как я. Не будь чересчур религиозной…»

И вообще, если вы заметили, мир переполнен фанатами. Очень фанатичны, к примеру, диспетчера вокзалов. Вы подъедете на полчаса позже, а эти фанаты отправят поезд на полчаса раньше. В банке тоже фанатики захватили позиции. Им так принципиально важно, где именно поставить маленькую точку между нулями… А врач со своей диетой? Что это значит: совсем не есть жареного, жирного и печёного? Как понимать слово «совсем»?

Вы можете возразить, что это не фанатизм, это педантичное выполнение неписаных законов жизни. Хорошо, но только тогда и мы не религиозные фанатики, а всего лишь педантично выполняем писаные законы Торы.

Давайте это проясним поглубже. Как правило, фанатизм связан с представлением о человеке, страстно преданном какому-то делу или поглощенном какой-то идеей. Всегда ли это плохо? Если это инженер, который всецело поглощен расчетами и все его мысли и дела вокруг этого проекта, то осудим ли мы его и скажем: «Не будьте чересчур инженером?». Скорее всего, похвалим его за профессионализм. А скажем ли мы врачу: «Не будьте чересчур врачом?», когда увидим, что он моет руки между приёмами пациентов, и просиживает ночами, чтобы быть в курсе последних медновинок? Скорее всего, наоборот, захотим обратиться к такому фанату. То есть, тут профессиональная преданность, увлеченность и скрупулезность — это хорошо. А те же качества в соблюдении заповедей Творца — это плохо, не надо быть таким религиозным… Почему?

Причина в том, что еврейская жизнь представляется нам, далёким от неё, порой как национальный фольклор. У китайцев едят рис, у англичан пьют чай, а у евреев едят «гефилте фиш» и зажигают свечи… И если это так, тогда действительно непонятно, какая трагедия произойдет, если китаец съест кусок хлеба вместо риса, а еврей не зажжет вовремя субботние свечи! Вот в этой точке понимания и находится недопонимание.

Еврейская жизнь — это не фольклор и не национальная традиция, а строго регламентируемый законами Торы образ жизни. Цель его — человеческое совершенство. Законы еврейской жизни даны Творцом в точном соответствии с духовной структурой мира и человеческой души. Их нарушение — это разрушение мира и самого человека. Поэтому тот, кто это осознаёт, старается эти законы скрупулезно соблюдать.

Еврейские матери и жены на протяжении тысячелетий «фанатично» зажигали свечи точно в рассчитанное время. По этой причине они зажигают их до сих пор. Поэтому и вы можете их зажигать… но вовремя.

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше