Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Гидон испытывал Б-га вопреки запрету? Требовал от Него доказательств?

Темы: Гидон, Испытание, Танах, Чудо, Книга Судей, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав. Хотел у вас уточнить вопрос, что значит «испытывать Бога»? Ведь в книге Дварим 6:16 написано: «Не испытывайте Господа, Бога вашего, как испытывали вы в Массе». Однако в книге Шойфтим Гидон говорит (ангелу): «…если я обрел милость в очах твоих, то сделай мне знамение, что ты говоришь со мною. Не уходи же отсюда, доколе я не приду к тебе и не вынесу дара моего, и не предложу тебе. И сказал он: я останусь до возвращения твоего» (Шойфтим 6:13-21). Получается, что Гидон-то испытывал Бога, раз требовал доказательств благости и расположения Всевышнего к еврейскому народу? И ведь на этом Гидон не остановился. Он и дальше как бы «испытывал» Всевышнего: «Если Ты намерен спасти Исраэйль рукою моею, как Ты говорил, То вот, я ставлю стриженую шерсть на гумне: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то знать буду, что спасешь рукою моею Исраэйль, как Ты говорил» (Шойфтим 6:36, 37). И ещё раз он совершает подобное: «Не прогневайся на меня, если еще раз скажу: еще на сей раз испытаю по шерсти: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. И сделал Бог так в ту ночь; и было сухо только на шерсти, а на всей земле была роса» (Шойфтим 6:39, 40).

Как объяснить поведение Гидона? Это слабость веры Гидона во Всевышнего, или он просто испытывал Всевышнего? Но ведь пророк Моше запретил испытывать Всевышнего? Получается, что есть исключения? Имеет ли этот эпизод из ТаНаХа какое-то практическое значение для каждого человека? Можно ли поступать в жизни как Гидон, если сомневаешься в существовании Создателя, просить в молитве дать знамение? Заранее благодарю за ответ. Святослав

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Святослав,

Рамбан объясняет[1] слова «как испытывали вы в Массе» так:

Поколение, вышедшее из Египта, имело в виду вот что: если увидят, что Б-г даст им воду, сотворив чудо, — будут идти за Ним по пустыне, а если нет — оставят Его. И это — большой грех! Ведь после того как с помощью чудес и знамений стало им ясно, что Моше-рабейну[2] — пророк Всевышнего и в устах его — истина, не следовало более делать что-либо, чтобы проверить Творца. И поэтому запрещено это и будущим поколениям, ведь не служат Всевышнему, словно сомневаясь, прося у Него чудес и знамений. Ведь Царь всех царей не желает совершать для каждого чудеса, когда тому заблагорассудится[3].

Теперь давайте попробуем разобраться, что именно происходило, когда Гидон просил знамение у Всевышнего. Свет на это проливает комментарий Мальбима[4]:

Гидон думал, что причина тех несчастий, которые постигли еврейский народ в его дни, — сокрытие лика Всевышнего. То есть (полагал Гидон), из-за грехов народа Всевышний оставил его без Своей особой защиты, отдал на волю естественных законов Творения[5]. Это — причина, по которой он сказал: «если Господь с нами». Ведь когда еврейский народ находился под Его защитой — Он совершал чудеса, выходящие за рамки природы. Это объясняет слова Гидона: «где все чудеса Его». Ведь перед выходом из Египта евреи тоже погрязли в идолопоклонстве, но Он вывел нас из Египта, несмотря на то, что мы еще не были Его народом. Почему же сейчас, когда Он уже выделил нас для служения Себе, предал Он нас в руки мидьянитян? Это показывает, что Он оставил нас без Своей особой защиты… Это смысл слова Гидона: «Ведь из Египта вывел нас Господь!»

Слова «обратился к нему Господь» означают: Сам Всевышний уже явился к Гидону в пророческом видении. До сих пор же это видение предварял ангел[6], который был лишь посредником в пророческом послании (а посредством ангелов естественным образом управляется весь этот мир). По этой причине Гидон сначала подумал, что спасение, обещание о котором было получено в тот момент от Творца, придет согласно естественным законам Творения, то есть через победу в войне — ведь обращение к нему было через ангела.

Далее же Гидон попросил знак, так как сомневался, что голос к нему был от Самого Всевышнего, без посредников, а это показывает, что спасение придет через чудо, и, значит, не нужно большого войска для победы. Или же голос к нему был через посредника — ангела, и тогда тоже будет дарована победа, но — через того самого посредника, и это показывает, что спасение придет естественным образом, в рамках законов природы — с помощью большого войска и войны. И именно об этом сказано: «если я обрел милость в очах Твоих» — то есть, то, что Сам Всевышний снова пребывает среди еврейского народа, без посредников, показывает, что народ обрел милость Всевышнего (после сокрытия Его лика из-за грехов народа)…

Мы можем видеть, что Гидон не сомневался ни в существовании Творца, ни в Его всемогуществе, ни в том, следует ли идти за Ним. То есть, не нарушал запрет испытывать Б-га. Но Гидон был судьей, руководителем народа, и ему было необходимо знать: собирать большую армию, чтобы поразить врага, или же обещанная Всевышним победа придет даже без этого, чудесным образом.

И далее, комментируя стихи, приведенные Вами, Мальбим объясняет поведение Гидона («Гидон сказал: Если Ты намерен спасти Исраэйль рукою моею, как Ты говорил, То вот, я ставлю стриженую шерсть на стоге: если роса будет только на шерсти…»[7]) следующим образом:

Он не просил знамение, чтобы убедиться, что Всевышний может спасти их, ведь такое испытание запрещено, оно указывало бы на недостаток веры. Но он видел, что его поколение недостойно спасения, ведь, хотя жители его города оставили идолопоклонство, большая часть колен Израиля еще не сделала этого. Поэтому он просил знамение, чтобы узнать, хватит ли его малых заслуг для такого спасения. И поэтому знамение это было с помощью стога и росы. Ведь история Гидона началась с того, что он встретил ангела именно у стога[8], а роса, как известно, символизирует особое изобилие, которое Всевышний низводит в этот мир свыше.

Два следующих знамения были необходимы, потому что чудесным знаком может называться только то, что никак не может оказаться природным явлением. И Гидон проверил все возможности. Ведь по природе вещей роса должна остаться только на земле: земля прохладная и влага на ней сохраняется дольше. Но, когда в реальности все произошло наоборот, Гидон подумал, что по законам природы, видимо, возможно и такое: ведь шерсть впитывает меньше, чем земля. Поэтому он попросил и второй знак, который полностью доказал: то, что происходит, — происходит не по законам природы.

Разумеется, мы не можем вести себя как Гидон. Ведь он был пророком, у которого, в силу его особой святости, — особые отношения с Творцом.

Можно привести следующий пример, чтобы понять это. Представьте себе великого и грозного царя, один из министров которого, пользуясь особой близостью к царю, склонил его к принятию закона, чрезвычайно «выгодного» для подданных. Сам этот министр может попытаться узнать у царя, каким образом будет реализовано царское обещание. А также, еще до конца не веря собственному успеху и благорасположению царя, может попросить его о каком-то знаке, подтверждающем это. Но если простой подданный, набравшись наглости, явится к царю с просьбой подать знак, что какое-либо из царских решений будет реализовано, как минимум, царь просто ответит ему: «Достаточно с тебя и тех законов, которыми ты жил прежде!».

С уважением, Зеев Гершензон


[1] В своем комментарии на Пятикнижие.

[2] Выведший евреев из Египта и ведущий их по пустыне.

[3] Далее Рамбан пишет: И поэтому сказано далее в Торе[3]: «Соблюдайте заповеди Всевышнего, Б-га вашего, и свидетельства Его…». Ведь сами они — заповеди — говорят о тех чудесах, которые Он совершил нам ради свидетельства, например Песах и маца (свидетельство о выходе из Египта), заповедь сукки (свидетельство о том, что евреи чудесным образом пребывали в сени Шхины при выходе из Египта).

[4] См. его комментарий на книгу «Шофтим», 6:13-17.

[5] И об этом сказано в начале главы, 6:1.

[6] Как сказано там же, 6:11.

[7] «Шофтим», 6:36.

[8] См. там же, 6:11.

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше