Темы: Ог, Ноах, Потоп, Агада, Овадья Климовский, Голиаф, Великаны
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. У меня возник вопрос по главе Ноах. Если Всевышний уничтожил все дышащее, кроме Ноаха и его семьи, откуда позже появились Анаким (великаны)? Значит ли это, что они его потомки? Я слышал агаду, что кто-то из великанов ухватился за ковчег и потому выжил. Но ведь это не соответствует пшату (простому смыслу текста). Так какой ответ на этот вопрос? А то мне как-то не по себе. Спасибо! S.
Шалом, уважаемый S.!
Спасибо за Ваш справедливый вопрос, очень приятно знать, что еще есть люди, которым «не по себе» не от того, что делается на счету в банке или в политике, а от того, что они хотят лучше понять Тору!
Анаким могли быть как потомками Ноаха, так и потомками нэфилим — падших ангелов. На основании того, что сказано в главе 23 Пиркей дэ-Раби Элиэзер, можно предположить, что некоторые их предки могли спастись, подобно Огу, который спасся указанным Вами способом. Однако из слов мудрецов следует, что он был такой один. Остальные великаны могли спастись, находясь на территории Земли Израиля, где уровень воды был ниже.
Но главное в Вашем вопросе — как может та или иная агада или мидраш не войти в противоречие с пшатом, прямым пониманием текста Торы? Это очень верно, противоречия быть не должно, однако мудрецы могли приоткрыть нам то, что, на первый взгляд, не видно из текста. О нашем примере уже говорилось на сайте: если внимательно изучить текст, можно увидеть в пшате если не намек на агаду, то хотя бы место для нее. Например, если Всевышний сказал, что истребит все живое, мы имеем право предположить, что имеется в виду почти все. Ведь сказано же чуть ранее «и извратились все живущие» — но мы с Вами знаем, что не все, хотя бы потому, что этого не случилось с Ноахом, о котором сказано тут же, что он оставался праведником, и его семьей, которую Всевышний спас. Следовательно, слово «все» может означать «подавляющее большинство». Кроме того, существует предание, что Потоп был отложен еще на семь дней (есть на это намек и в тексте — см. Берейшит 7:10) из-за траура по праведнику Метушелаху. Получается, что когда «увидел Всевышний, что извратилось все живое…», Метушелах тоже был еще жив. Соответственно, предание об отдельных спасшихся людях или великанах не противоречит ни логике, ни букве Писания.
Самого Ога Тора назвала «тот спасшийся», говоря о нем, как о беженце с войны, которая велась во времена Авраама. Однако назвав его «тот», Тора намекнула, что он спасся в свое время еще и от потопа, так это комментируют наши мудрецы.
Напоследок хочу заметить, что не всегда все агадические предания согласны друг с другом, они, как и вся Тора, на самом деле, прежде всего, имеют своей задачей нас чему-то научить, а не поведать нам о том, что было.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Гади Поллак
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как понимать странные, на первый взгляд, высказывания мудрецов Талмуда? В них, оказывается, зашифрованы тайны Торы...
Гади Поллак
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?