Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Великаны

Сказано в недельной главе Берешит (Берешит 6:4): «Анаким были на земле в те дни, также и после того, когда входили сыны сильных к дочерям человеческим, те рождали им. Это богатыри, что извечно мужи именитые».

Слово «Анаким» обычно переводят как «великаны» или «исполины».

Известно также из мидрашей Торы и ТаНаХа о Голиафе (Гольяте) и об Оге, царе Башана, которые, судя по описаниям, были намного выше обычного человека. Например, ложе Ога было «9 локтей в длину и 4 локтя в ширину» (Дварим 3:11), что, как минимум, соответствует росту в 4 м. А Голиаф был ростом больше 6 локтей, что точно выше 2,5 метров. Такие размеры подходят или великану, или, по крайней мере, их потомкам.

Но тут возникает несколько вопросов: неужели эти существа — мифические и сказочные — существовали на сам деле? И если да, то ведь Всевышний уничтожил во время Потопа всех, кроме Ноаха и его семьи, откуда же позже появились Анаким- великаны? Значит ли это, что они — его потомки?

Попытаемся разобраться в этом. Начнем со второго вопроса, ибо в процессе ответа на него мы, в итоге, придем к пониманию и ответа на первый.

Есть известная агада о том, что Ог — тот самый, что был царем Башана — он на самом деле выжил во время Потопа, ухватившись за Ковчег.

Так, Анаким могли быть как потомками Ноаха, так и потомками нефилим — падших ангелов. На основании того, что сказано в главе 23Пиркей дэ-Раби Элиэзер, можно предположить, что некоторые их предки могли спастись, подобно Огу, который спасся указанным выше способом. Однако из слов мудрецов следует, что он был такой один.

Остальные великаны могли спастись, находясь на территории Земли Израиля, где уровень воды был ниже.

Если так, то возникает еще один вопрос: как может та или иная агада или мидраш не войти в противоречие с пшатом, то есть с прямым пониманием текста Торы? Ведь в самой Торе ничего о спасении великана(ов) не сказано.

Возможно, что никакого противоречия нет. Но мудрецы могли лишь приоткрыть нам то, что, на первый взгляд, не видно из текста. Кроме того, если внимательно изучить текст, можно увидеть в пшате (в самом тексте Торы) если не намек на агаду, то хотя бы место для нее. Например, если Всевышний сказал, что истребит все живое. Но мы имеем право предположить, что имеется в виду почти все. Ведь сказано же чуть ранее «и извратились все живущие» — но мы знаем, что не все, хотя бы потому, что этого не случилось с Ноахом, о котором сказано тут же, что он оставался праведником, и его семьей, которую Всевышний спас. Следовательно, слово «все» может означать «подавляющее большинство» в данном случае. Кроме того, существует предание, что Потоп был отложен еще на семь дней (есть на это намек и в тексте — см. Берешит 7:10) из-за траура по праведнику Метушелаху. Получается, когда «увидел Всевышний, что извратилось все живое…», Метушелах тоже был еще жив. Соответственно, предание об отдельных спасшихся людях или великанах не противоречит ни логике, ни букве Писания.

Самого Ога Тора назвала «тот спасшийся», говоря о нем, как о беженце с войны, которая велась во времена Авраама (т.н. «война царей»). Однако назвав его «тот», Тора намекнула, что он спасся в свое время еще и от потопа, так это комментируют наши мудрецы.

Возможно тот великан, что спасся во время Потопа, и был общим предком всех последующих «послепотопных» великанов, таких, как Голиаф.

Здесь хочется отметить, что не всегда все агадические предания согласны друг с другом: они могут противоречить друг другу — ведь они не являются историческими хрониками или архивными документами и, прежде всего, ставят своей основной задачей нас чему-то научить, а не поведать нам о том, что было и как.

Последнее является ответом и на первый из заданных вопросов. На самом деле, аспект величины человека не всегда зависит от его роста и силы. Как мы, например, говорим, на русском: «большой мудрец», «сильный человек» или (помните классика?) «гигант мысли».

Тем не менее, чаще всего данный момент понимается и в буквальном смысле тоже, что согласуется с данными в Торе размерами роста Ога и Голиафа.

Выводить материалы