Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Бой Давида и Гольята

Отложить Отложено

Этот текст написан мной 10 лет назад. Нигде не публиковался. Был в свое время разослан по расписке самым близким друзьям (человек 150 от силы).

Пришло время его обнародовать. Тема: бой Давида с Гольятом (Голиафом).

Сначала предуведомление (это уже пошла сама статья). Получил я от одного из своих московских друзей просьбу регулярно и загодя присылать что-нибудь к недельному разделу, а то: "вечером в Шабат и рассказать не знаю что за семейным столом". А дальше приписано: "Если хотите, могу прислать реакцию своих детей на ваши драши в моем переложении. Это забавно".

И пришло мне (Р.П.) в голову написать для этих детей что-нибудь особое. Вот сидят они за субботним столом, папе нечего им поведать, ибо всю неделю (по его же признанию) он учил Гемару, иногда пересказывает он им то, что получил от реба Реувена. (Если получил!) А те забавно реагируют.

Чтобы было еще забавнее, я выбрал одну тему – про Давида и голову Гольята…

Такое вот вступление. Но рассказ пойдет вполне, поверьте, серьезный.

Начинаем.

§1. В Торе написано (Ваикра 26:3): "Если по Моим законам будете идти и Мои заповеди беречь[1], и будете их исполнять…" – то сделаю вам (так говорит Всевышний еврейскому народу) – то-то и то-то, здесь идет перечисление всяческих благ, которые снизойдут на евреев.

Потом написано: "Если же не послушаете Меня и не станете исполнять все Мои заповеди…" – то вот что с вами произойдет, и перечислены жуткие проклятия.

Нам интересны не проклятия, а благословения. Вернее, одно из них, одновременно и особое, и странное, если прочесть его внимательно. Вкратце сформулировать его можно следующим образом: будете хранить Мой завет, дам Я вам победу над вашими врагами. Хорошее благословение; согласитесь, полезное. Но давайте посмотрим, в каком виде оно приведено в Хумаше.

Седьмой пасук (стих) той же главы: "И будете преследовать своих врагов. И падут они перед вами от меча". А в конце следующего, восьмого пасука снова написано: "И падут ваши враги перед вами от меча".

Зачем одно и то же сообщать дважды?

Раши на первый стих замечает: "друг друга мечами убьют". (Помощь Всевышнего такова, что вам надо будет лишь погнаться за ними, а они сами погибнут в междоусобице.) А на второй стих: "падут (перед вами) необычным образом". Т.е. их смерть будет чудом, которое сотворит Творец. Как видим, оба толкования дополняют друг друга… Но что за необычный образ падения?

§2. Чтобы ответить на поставленный вопрос, заглянем в Первую книгу Шмуэля, глава 17. В ней, а она весьма протяженная – 58 стихов, рассказывается о поединке Давида с великаном из племени плиштим Гольятом, известным в переводах под именем Голиаф.

Не могу удержаться, чтобы не пересказать главу[2]. Сам поединок описан в 49 стихе, а до этого говорится о том, как плиштим выступили против евреев и что из этого получилось.

Перед тем рассказывалось, что юный Давид был вхож в дом Шауля: он играл ему на киноре (инструмент типа арфы). Теперь: "Собрали плиштим свои станы (дивизии) для войны. И собрались в Сохо, что в Йеудее…" А напротив, на горе, расположились евреи. Так и стояли двумя лагерями друг против друга. Ждали битвы, готовились к сражению.

И выходил перед станом гигант Гольят. Ростом он был великого – шесть локтей и одна пядь: шэш амот вазэрет[3], около 3 метров 20 см. Эта линейная характеристика идет сразу после его имени и происхождении (из города Гат), до описания металлических доспехов, в кои он был облачен[4]. Сведения о его росте нам еще пригодятся.

Отметим, что впереди Гольята шел щитоносец. Каковы его функции, непонятно. В поединке с Давидом этот носитель щита почему-то никак себя не проявил. Возможно, по правилам рыцарских сражений той эпохи, оруженосцы уходили с арены, вроде Санчо Пансы, который в таких случаях спешил укрыться среди зрителей, но зачем тогда об этом щитоносце указывает Танах?

Так или иначе, плиштимский громила предложил евреям, чтобы те выдвинули против него соперника, с которым он померяется силой. Кто победит – тот и обеспечит своему народу общую победу, а проигравшие станут рабами. "Услышали Шауль и евреи эти слова плиштимца (палестинца?) испугались и оробели".

Теперь начинается рассказ о Давиде. Из семи его братьев, а он был самым младшим, трое старших пошли на войну вместе с Шаулем. А Давид остался дома пасти овец. Т.е. он продолжал музицировать перед царем, но утром возвращался домой и весь день до вечера пас отцовское стадо. Пас недалеко от Бет-Лехема, к югу от Иерусалима, в горах; а войска стояли рядом, вокруг долины.

Сорок дней подряд дразнил евреев Гольят, поносил их, издеваясь над трусостью. Но почему-то не нападал. И вот сказал отец Давиду, чтобы взял еды и отнес братьям в стан, а заодно передал им привет. Оставил Давил овец сторожу[5] и пошел к стану. А тут как раз выходит Гольят – и принимается за старое.

Расспрашивает Давид солдат, в чем дело, те поясняют, что про этого врага-богатыря распорядился царь: кто его одолеет, тот получит богатство, цареву дочку и свободу от налогов (третье самое важное).

Расстроился Давид: как смеет какой-то необрезанный поносить войско Живого Всевышнего?! Переспросил – что будет сделано тому, кто его одолеет? Услышал тот же ответ. А тут повстречал его старший брат и разгневался: что ты здесь делаешь? на кого бросил стадо? Добавил: знаком я с тобой, по дерзости своей ты пришел смотреть на войну.

А Давид, вместо того чтобы сказать, что послан отцом[6], кротко ответил: что я тебе сделал? ведь я только разговоры разговариваю! Отвернулся от брата и снова стал расспрашивать людей. Но и те подтвердили ему те же слова – про богатство, дочь царя и свободу от налогов.

И тут начинается странное: дескать, услышали люди слова Давида (какие слова? про необрезанного?) и передали Шаулю. Шауль вызвал его к себе. Вот тогда он и сказал царю, что сразит Гольята. Шауль усомнился. Но Давид заверил его, что привык одолевать львов и медведей, который нападали на его стадо. Одолеет и плиштимца. Царь согласился.

Одели Давида в царские доспехи, но ему было в них неудобно: мал оказался[7]. Снял с себя доспехи, взял посох, выбрал пять камней из ручья, положил их в пастушью сумку и с пращом в руках пошел навстречу гиганту. Тот тоже вышел из стана и направлялся к Давиду, а впереди щитоносец[8].

Сцена – скорее похожая на сходку дуэлянтов, чем войсковых бойцов, зачинщиков боя. Кстати, эти и есть первое описание поединка в Танахе: две армии стоят, а перед ними, как на ристалище, меряются силой два единоборца.

Увидел противника плиштимец – и "презрел его", настолько показался он ему мелким и незначительным. Но почему-то не ушел, а только произнес: "Разве я собака, что ты на меня идешь с палками?" Видимо, ему важно было соблюсти принятый ритуал экипировки – а не то, что противник явно не соответствует его весовой категории.

Давид, как всегда кротко, заметил, что дело не в мечах и копьях, а в том, кому помогает Всевышний. Ныне Он поможет Своему народу – "и отдам я трупы плиштимского лагеря сегодня птицам и зверям…"

А дальше – сама сцена поединка. Гольят двинулся на Давида. А про Давида написано: "И поторопился Давид, и побежал к строю, навстречу плиштимцу".

Что за "к строю" пока не понятно.

Затем известный перформанс: опустил руку в сумку, взял камень, метнул и убил. Написано, что камень попал в лоб[9], – "и упал он лицом на землю". Дальше побежал Давид, встал над поверженным врагом, добил врага его же мечом[10], а голову отрезал[11]… Побежали прочь плиштим, и евреи их разбили. Вся история!

§3.А теперь любопытное замечание. На фразу "и упал он лицом на землю" Раши пишет (используя Мидраш Теилим): ему полагалось упасть на спину, ибо в лоб получил; но (сделал Всевышний чудо), чтобы не утруждался Давид идти далеко отрезать голову, ибо теперь выиграл Давид двенадцать локтей и две пяди (а ростом он был в шесть локтей и одну пядь): выигрыш в один рост вперед и один рост назад". Так написал Раши.

Поясняем. Давиду надо было пойти и отрезать у Гольята голову. Если бы тот опрокинулся назад, как обычно происходит при ударе камнем по лбу, ему пришлось бы сначала пройти до того места, где тот стоял, а потом еще полный его рост. Но теперь, поскольку великан свалился вперед, голова оказалась ближе к Давиду на длину одного роста. Если пренебречь размерами гольятиной головы – получаем чистый выигрыш в два роста. Об этом и заметил Раши, что такова награда праведников – даже в ходьбе не утруждает их Всевышний!

§4.Об этом и сказано в Торе: "Если по Моим законам будете идти – падут ваши враги перед вами от меча". Чудесным образом падут. Не как падают те, которых поражают при преследовании. Ведь, когда бегущие получают удар в спину, обычно они падают лицом вперед. И тогда в каждом случае вам пришлось бы идти два лишних человеческих роста, чтобы отрезать им голову. Но теперь они падут назад – против законов природы, и вы сэкономите несколько шагов[12].

Об этом чуде мы учим из истории Давида. Он поразил врага в лоб – и тот упал вперед; не так, как требуют правила баллистики тела, получившего фронтовой удар камнем из пращи.

Так и Раши пишет: "падут (перед вами) необычным образом", – когда поясняет второй стих недельного раздела, где снова говорится, что "враги падут перед вами – лифнэйхэм".

Последнее слово можно перевести как "перед вами", а можно – как "в вашу сторону" (хотя будут бежать от вас).

§5.Не отрезанные головы нам нужны. Не выигрыш в пару-тройку метров при отрезании у поверженных врагов голов или ушей. Никогда евреи не были кровожадными[13].

Здесь нам преподан совсем другой урок. Всевышний говорит: учите Тору, идите ее путями, старайтесь быть святым народом, как Я вам заповедовал. И тогда побегут от вас враги. Не от вашего оружия. А от того, что Я вам помогу. Причем так побегут, что даже своим падением продемонстрируют миру, что причина их поражения лежит вне законов природы (ни чисто военных законов, когда сильный поражает слабого; ни чисто физических, когда падают назад от удара).

Об этом и прокричал Давид на поле боя похвалявшемуся Гольяту. Тот нес обычную чушь – хвастливую брань, тупые угрозы. А Давид ответил перед обоими войсками (26:47): "Не мечом и копьем спасает Всевышний. Ибо от Всевышнего – (успех) войны".

Подобно тому как Он помог Давиду во всем, вплоть да самой малости, например, сэкономить шесть метров, так и евреям поможет. Лишь бы учили Тору[14]

§6.А теперь вопрос. Возник он во время урока. Смотрите, написано комментаторами, что Давид выиграл два роста лежащего Гольята (два раза по три метра). Но разве этот подсчет верен?

Куда шел Давид? Стоял он перед еврейским станом. Пошел к поверженному Гольяту, не дошел трех метров до того места, где покоились ноги великана, отрезал голову и вернулся к своим. Упади великан назад, Давиду пришлось бы идти до того места, где покоятся ноги, потом до головы, потом повернуть обратно и снова пройти в длину два его роста – шесть метров. Получается, что экономия – в двенадцать метров, или, если быть точными, четыре раза по 3 метра 20 см, т.е. 12,80[15]. Почему тогда все говорят только о 6,40? Это и есть наш вопрос.

Для пояснения вопроса рисуем схему: 

 

евреи               Д--------------------------- Р1-------Г-------Р2                    плиштим

 

Евреи слева, плиштим справа. Между ними – Давид (точка Д) и Гольят (точка Г). После падения тела Гольята его ноги остаются лежать в точке Г, но голова теперь покоится в точке Р1.

ГР1 = а, где а – рост Гольята.

Если бы он завалился назад, то голова лежала бы в точке Р2.

ГР2 = а.

Расстояние Р1Р2 = 2а.

Вот эти 2а и выиграл Давид. Но мы утверждаем, что надо учесть еще и возвращение от точки Р2 к еврейскому строю.

 

§7. Сейчас будет дан ответ. Можете не торопиться его читать.

Подумайте сами.

Решение не самое сложное. Вполне доступно ребенку. У вас есть дети лет 14-15?

Итак!

Ответ дан в самом тексте (17:48): "И было (до удара камнем), когда поднялся плиштимец и пошел, и приблизился к Давиду, то поторопился Давид и побежал к строю, навстречу плиштимцу". А дальше, как мы уже знаем: "И опустил Давид свою руку в сумку, и взял оттуда камень, и метнул…"

Обратите внимание: Гольят пошел навстречу Давиду (ликрат Давид); а про Давида не сказано, что он пошел навстречу Гольяту, а написано как-то странно: и побежал к строю (ваярац амараха), навстречу плиштимцу. Что еще за "к строю"? Если это то же самое, что и "навстречу плиштимцу", то зачем писать "к строю"[16]? А если это не в сторону Гольята – то при чем тут "навстречу плиштимцу"?

Хотим мы или не хотим, получается – навстречу Гольяту и одновременно несколько в сторону, как бы огибая противника сбоку, приблизившись к плиштимским рядам и, в то же время, не добежав до них. Раньше единоборцы стояли один против другого, а их полки – позади, за спиной у каждого. Теперь стоят тоже друг против друга, но полки – не сзади, а по сторонам: справа и слева.

Давид посылает камень из пращи. Гольят падает. Но не поперек ничейной полосы, как мы предполагали раньше, а вдоль нее. И теперь Давиду надо подойти к нему, взять трофейную голову и повернуть к своим. Если бы великан упал назад, пришлось идти дальше – еще два его роста, и снова повернуть к своим, пройдя от головы до своих тот же самый путь. Так и получается, что разница в пути между двумя вариантами – ровно два роста. Что и требовалось показать…

Схема:

 

                                                                         Р2

 

евреи               Д1--------------------------- (Р1)------Г------(Р2)                   плиштим

 

                                                                          Р1

 

                                                                           Д2

 

Давид переместился из точки Д1 в точку Д2. Гольят рухнул, переместив голову в точку Р1. Если бы падал по законам физики, то голова оказалась бы в точке Р2. Давид шел по трассе Д2Р1, а потом – налево, к своим. Но – произойди все по законам физики пятого класса – мог бы идти по трассе Д2Р2, и только потом – к своим. Чистый выигрыш – Р1Р2, а это и есть 2а.

 

Ответ был мне указан дочерью. Сама догадалась. Ей скоро 16 лет. Зовут Юдит.

 

ПС. С написания статьи прошло 10 лет. У Юдит уже две девочки: Рут и Авигайль[17]. Тоже умные.))

 


 

[1] В книге "Ор-Ахаим" приведено 42 толкования на этот стих. Одно из них указывает, что первые два условия ("если будете идти по Моим законам" и "если будете беречь Мои заповеди") надо понимать не как равноправные пункты условия, а одно условие, данное с разъяснением: "если будете идти по Моим законам, сберегая Мои заповеди", и т.д. Т.е. только тогда и считается, что Вы идете Моим путем, если учите Тору (это и называется беречь заповеди).

 

[2] А еще лучше – прочтите сами. Захватывающе!

 

[3] Зерет – мизинец. Длина в одну зерет – это расстояние между концами мизинца и большого пальца одной ладони, когда она раскрыта и пальцы раздвинуты. Примерно 20 см.

 

[4] Тогдашние плиштим, в отличие от евреев, знали секреты выплавки и ковки металла, что и делало их победителями в любой войне против других племен.

 

[5] Оказывается, был и сторож. Тогда зачем при стаде находился сын владельца, если стадо было небольшим?

 

[6] Так выполнил он задание отца или нет?

 

[7] А про Шауля написано, что "был он на голову выше всего народа". (См. 10:23.)

 

[8] Последнее о нем упоминание.

 

[9] Кстати, у того был медный шлем. Обычно шлем закрывает лоб. Но тут лоб оказался открытым. Или Гольят стоял, задрав шлем набекрень, или вообще обнажил голову, – непонятно.

 

[10] Получается, что камень только свалил, а добивать пришлось мечом. Но меча, тем не менее, Давид с собой не брал, видно, надеялся на вражеское вооружение…

 

[11] Чтобы, скорее всего, принести ее Шаулю и получить награду, о которой так долго выпытывал у воинов в стане.

 

[12] Учитывая, что убегающих врагов обещано несколько десятков тысяч (см. Ваикра 26:8), получаем большую экономию ресурсов.)))

 

[13] Недавно я прочитал в русском интернете признание какого-то вояки, что с афганцами трудно было воевать, даже когда они состояли в союзе с советскими войсками (было и такое). В чем дело? Тянут войну до последнего, вместо того чтобы одним ударом разгромить осажденный город. Чего требует европейская тактика? Окружить (взять в котел) и уничтожить всех до последнего. Как воевали афганцы-мусульмане? Окружат кольцом, но оставят проход в окружении, чтобы противник мог выйти. Не знаю, так ли на самом деле воюют мусульмане (что-то сомнительно), но именно это правило указано в Торе. Может, оттуда Коран его и заимствовал? Написано у Рамбама (Законы царей 6:7): "При осаде города надо оставить одну сторону для выхода защитникам – чтобы спаслись те, кто хотят спастись. Это мы учим из Устной Торы".

 

[14] В Торе описано несколько "мелких" чудес, сотворенных Всевышним как бы ни для чего, без видимой пользы для евреев. Все они носят "личный" характер и произошли с "любимцами" Творца. Одно из них мы знаем – с Давидом. Второе случилось с Авраамом. Третье – с Моше. Написано в книге Дварим (глава Ваэтханан, 3:27), как Всевышний сказал Моше: "Поднимись на вершину (горы), обрати свои глаза на запад, север, юг и восток (Святой земли) и увидишь (всю ее) своими глазами…" Комментаторы отмечают, что это было чудо, сотворенное для Моше, который просил, чтобы ему было дозволенно пересечь Иордан и пройти по Земле, дабы увидеть ее своими глазами. На это Всевышний предложил ему подняться и посмотреть – и увидел он ее, будто прошел по ней ногами. Увидел всё – причем не с расстояния птичьего полета, а воочию, как если бы сам шел по ней пешком… Другое чудо – с Авраамом: сказал ему Всевышний, чтобы (после того как расстался с Лотом) посмотрел на Страну (Берешит 13:14): "Взгляни-ка своими глазами, посмотри с места, на котором стоишь, на север, юг, восток и запад…" Комментаторы отмечают, что посмотреть Авраам мог одним взглядом, не поворачиваясь по сторонам, глядя прямо перед собой – и вся панорама предстала перед ним одной картиной. То было чудо, дарованное нашему праотцу… Но зачем Всевышний устраивает такие личные чудеса? Рав Хаим Шмулевич приводит такой пример-притчу. В одном доме пропал дорогой камень. Его искали всей семьей, никто не мог найти. Наконец через какое-то время самый маленький ребенок отыскал драгоценность, закатившуюся за половицу. Все обрадовались. А отец взял сына на руки, прижал к себе и крепко поцеловал при всех. Мальчик был счастлив… Все мы дети Творца. Но больше всего Он полюбил наших праотцев. Вот это особое проявление любви к ним и отмечено в ряде чудес, сделанных специально для них – для Авраама, пророка Моше, царя Давида и др.

 

[15] Если же он не должен был возвращаться назад с отрезанной головой в руках, а продолжить путь, то о каком выигрыше в пути вообще говорится?

 

[16] Не написано же о Гольяте, что он пошел к (еврейскому) строю, который стоял позади Давида?

 

[17] Оба имени связаны с Давидом. Как?

Теги: история