Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Тема

Ог, царь Башана

Ог — царь земли Башан, который вышел на войну против евреев, когда они направлялись к его владениям в период покорения Земли Израиля. Ог был, по преданию, исполинских размеров, но, несмотря на это, Вс-вышний сделал так, что его войско было полностью разбито евреями под предводительством Моисея (Моше). Ог — царь земли Башан, который вышел на войну против евреев, когда они направлялись к его владениям в период покорения Земли Израиля. Ог был, по преданию, исполинских размеров, но, несмотря на это, Вс-вышний сделал так, что его войско было полностью разбито евреями под предводительством Моисея (Моше).

Оглавление

Ог и Авраам [↑]

Впервые в Хумаше про Ога, царя Башана, мы читаем в книге Берешит, когда во время самой первой мировой войны пять царей воевали против четырех, и Ог оказал услугу праотцу Аврааму (тогда он еще был Аврамом), сообщив ему о том, что Лот взят в плен. В этом месте про Ога говорится «и пришел беглец». Эти слова объясняются так, что Царь Нимрод (Амрафель) и его союзники не убили Ога, когда разгромили Аштарот, где обитали рефаим, как сказано: «И разбили они рефаим в Аштерот-Карнаим».

Ог сообщил о пленении Лота вовсе не из дружеских чувств, а в надежде на то, что Аврам погибнет в бою, и тогда он возьмет в жены Сару. За то, что он уведомил Аврама, Огу была дарована долгая жизнь, но за злое намерение ему было суждено погибнуть от руки одного из потомков Авраама.

Битва еврейского народа с Огом [↑]

Евреи под предводительством Моше покоряют Землю Израиля, заповеданную Вс-вышним. После покорения царства Сихона нужно было войти в Башан.

Ялкут Шимони говорит, что, оставив под прикрытием облаков славы женщин и детей, евреи переправились в Башан вечером и поставили лагерь. Проснувшись до восхода, они обнаружили, что враги успели за ночь построить на подступах к лагерю огромную башню. Но когда первые лучи осветили ее, башня зашевелилась. Это была не башня, а Ог.

«И обратились они, и взошли по пути в Башан, и выступил Ог, царь Башана, им навстречу, он и весь народ его на битву при Эдреи».

Моше знал о том, как Oг оказал праотцу Аврааму услугу, и опасался, что этот факт Вс-вышний будет учитывать, вынося решение об исходе боя. Но Вс-вышний говорит Моше: «не страшись его» и приказывает ему поступить в Огом так же, как он прежде поступил с его братом Сихоном, царем Эмори, обитавшим в Хешбоне.

В трактате Бpaxoт говорится, что Ог поднял скалу в три парса (а это несколько километров), чтобы метнуть ее на стан Исраэля. Но Вездесущий расстроил замысел Ога, на гору спустилась саранча и продырявила ее. Гора, которую гигант нес над головой, опустилась ему на шею. Ог не смог освободиться от этого ярма, так как зубы его стали чудесным образом расти и мешали скинуть глыбу с шеи. В результате Моше, уступавший Огу в силе, убил его, «и его сынов, и весь его народ, не оставив ему уцелевшего, и овладели они его землей». Евреи отвоевали у Ога все его города и разбили его полностью.

Исполин Ог [↑]

Как человек может быть размером с башню и как он может поднимать километровые глыбы? Раши приводит Берешит раба, что Ог остался в живых из поколения Потопа, как сказано «исполины были на земле…»

Пиркей де-раби Элиэзер пишет, что Ог спасся от Потопа, благодаря своему огромному росту. Сидя на ступеньке лестницы ковчега, он носился по волнам, получая пищу от Ноаха. За это Ог поклялся быть ему вечным рабом. Есть и другое мнение: Ог спасся от потопа в Ханаане, куда вода не дошла.

О том, что Ог был огромного роста, есть намек в книге Дварим (Дварим 3:11). Об этом стихе мудрецы приводят много разных мнений: «Вот ложе его, ложе железное это, в Рабате сынов Амона оно: девять локтей его длина и четыре локтя его ширина, по локтю мужа». Раши комментирует это так: «По локтю Ога (а не среднего человека)». Рамбам же и Ибн Эзра считают, что «локоть», упомянутый Торой в этом отрывке, не отличается от обычного.

Мидраш, в котором говорится, что Моше, будучи 10 локтей ростом, взял оружие длиной 10 локтей и, подпрыгнув на 10 локтей же, поразил Ога в лодыжку, благодаря круглым цифрам даёт основание думать, что имеются в виду вовсе не физические параметры описываемых людей (которые были тоже необычными, но не настолько), а что-то иное. Что же?

В другом мидраше приводится от имени рабби Йоханана, что нога Ога была длиной 18 обычных локтей… Из книги Зоар, комментариев Рашбо и других можно понять, что речь идёт о заслугах Ога, ведь, по некоторым преданиям, он работал у самого праотца Авраама. Эти заслуги вкупе с его духовным потенциалом давали даже Моше повод сомневаться, что Ога удастся легко одолеть.

Аммонитяне хранили кровать Ога как предмет гордости — они сумели победить сильнейший народ, к которому он принадлежал! А Моше, говоря с народом Израиля, напомнил им о размерах Ога, чтобы они не думали: «Мы победили». Ведь без помощи Вс-вышнего невозможно было бы одолеть такого гиганта.

Вывод из всех комментариев таков, что Ог не был обычным человеком ни в физическом, ни в духовном смысле. Победа над ним была фактически еще одним чудом, которое Б-г совершил ради заслуг Моше рабейну.

После поражения Ога его царство досталось в удел половине колена Менаше.​

Выводить материалы