Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ог и Лот - выживатели ради Машиаха

Отложить Отложено

А что, так можно было выжить в Потоп?

В главе «Лех-леха» рассказывается о войне четырех царей против пяти. Первые одолели последних, включая царя Сдома. В том городе перед этими событиями поселился Лот, племянник Авраама, и четыре царя взяли его в плен. «И пришел беглец, и сообщил об этом Аврааму» (Берешит 14:13). Узнав, что его племянник пленен, Авраам, не побоявшись четырех могучих царей, пустился в преследование с группой учеников и чудесным образом отбил Лота, а заодно и все имущество Сдома.

Кем был этот «беглец», который сообщил Аврааму о пленении Лота?

Говорят мудрецы: это был Ог, с которым потом столкнулись евреи по прибытии в Землю Израиля: он, будучи тогда царем Башана, вышел на войну против них, и пришлось его побеждать (Бемидбар 21) Тора называет его словом палит - «беглец», «уцелевший» - потому, что ему одному удалось выжить и бежать, когда те четыре царя разгромили и уничтожили его народ Рефаим (Берешит 14:5). А также - ему одному удалось выжить, когда весь мир, кроме Ноаха и его семьи, погиб в Потопе, описанном в предыдущей главе. По словам мудрецов, Ог ухватился снаружи за ковчег, в котором укрывались Ноах с семьей, и так продержался весь Потоп.

Что, вообще-то, порождает вопрос: а что, так можно было?

Ведь вся суть Потопа была уничтожение тогдашнего мира из-за его греховности. Только Ноах был признан Б-гом достойным спасения и наделения миссией вновь отстроить мир после Потопа и продолжить человеческий род. А остальные - извините, ваша песенка спета. Тем более Ог, который впоследствии показал, что праведником явно не был. Почему же ему Б-г позволил выжить?

А также, если можно было так просто ухватиться за Ковчег снаружи и выжить, почему никто другой не попытался? Трудновато, конечно, но ведь, как мы теперь знаем, в отчаянной ситуации можно даже попытаться ухватиться за шасси взлетающего американского самолета. Даже если шансов откровенно немного, терять нечего. Вот и при Потопе терять уж точно было нечего, а ухватишься за Ковчег - может быть, даже выживешь, как Ог.

Ответ на последний вопрос, вроде бы, такой: мудрецы говорят, что по воле Б-га Ковчег окружили дикие звери, которые не давали никому «нежелательному» подойти близко к Ковчегу, будь то с целью спастись или разрушить его (Раши там же 7:16).

Но тогда как умудрился приблизиться Ог? Он был настолько могучим, что сумел одолеть этих зверей и прорваться? Да, он был великаном, но ведь не он один, таких было тогда много, и тем не менее, они не сумели. Значит, было невозможно, звери тоже были могучими. Но как тогда сумел прорваться Ог?

Великая заслуга?

Так или иначе, понятно, что свое спасение Ог заслужил явно не своей праведностью, ибо не отличался ни ею, ни любовью к евреям.

Но во время войны четырех и пяти царей именно он сообщил Аврааму о пленении Лота. Впрочем, и здесь… По словам мудрецов, он рассчитывал, что Авраам погибнет в битве с четырьмя могучими царями, а ему, Огу, тогда достанется жена Авраама, красавица Сара (Раши там же 14:13). Очень благородно.

Однако когда впоследствии он вышел на упомянутую войну против евреев, Б-г сказал Моше: «Не бойся его, ибо в твои руки отдал Я его» (Бемидбар 21:34). Раши (там же) поясняет: Б-гу пришлось говорить Моше «не бойся» потому что Моше реально боялся Ога. Чего же он боялся - после всех великих чудес и спасений, которые Б-г содеял для евреев во главе с ним, начиная с египетских казней? Отвечают мудрецы: Моше боялся, что Огу поможет особая заслуга того, что он сообщил Аврааму о пленении Лота.

Помилуйте, но какая же это особая заслуга? Ведь Ог сделал это сообщение насквозь в корыстных целях, с намерением не помочь Аврааму, а погубить его. И заслуги за такой поступок надо бояться?

Похоже, что само сообщение было настолько важным и благим делом, что даже такие намерения необязательно лишали его великой заслуги.

Спасти рядового Лота

Но почему таким воистину важным было само сообщение Аврааму о пленении Лота? Потому что его очень надо было спасти? А почему?

Лот ведь тоже был не самым праведным. Нет, врагом евреев или их праотца Авраама он не был, но, выражаясь языком Высоцкого, можно было сказать: и не друг, и не враг, а так.

Ранее Авраам уличил его пастухов в нечестности и предложил ему выбрать себе иное место жительства. Тогда Лот выбрал Сдом, в котором его привлекло богатство и процветание, и не остановил факт эгоизма и жестокости того общества. Что ж, сам выбрал, теперь и расхлебывай, после того как Сдом был побежден в войне, и все захвачено четырьмя царями. И почему Авраам теперь должен тебя спасать?

Впрочем, потом, уже в следующей главе Ваера, видим, что когда Сдому в очередной раз грозила опасность - на этот раз уничтожение по постановлению Самого Б-га - Он специально послал ангелов, чтобы спасти Лота и не дать ему погибнуть вместе с городом (Берешит 19).

Сначала нужно сообщить Аврааму о пленении Лота, чтобы спасти его, потом послать ангелов… Почему Лота каждый раз так важно спасти?

Спасшись из Сдома, Лот оказался в пещере, где две его дочери, подумав, что не только Сдом уничтожен, но и весь мир, решили родить от собственного отца детей, а то как же иначе продолжится род людской? И зачали, и родили Амона и Моава, от которых произошли соответствующие народы. Тоже не очень праведные, их прозелитам даже было запрещено родниться с евреями (Дварим 23:4) из-за черствости, а Моав также совратил евреев на грех Пеора вместе с Мидьяном.

Однако и тогда евреям было велено уничтожить в отместку Мидьян, но не Моав. Опять не очень праведный человек - или народ - избегает плачевной участи, в которой, если бы постигла, сам был бы виноват. Почему?

Неожиданные корни Машиаха

На этот раз, наконец, имеем объяснение Раши (Бемидбар 31:2). От Моава произойдет Рут, которая станет еврейкой, а от нее - царь Давид, а значит, и Машиах. А от Амона - Наама, жена Шломо, сына Давида.

Пусть люди тут не очень праведные, но от них потом произойдет кто-то великий и необходимый для спасения всего мира. Поэтому и их надо спасти.

Похоже, поэтому так важно было спасти и их предка Лота.

И - именно чудом, вопреки всему, раз за разом. Сначала из плена четырех царей, многократно превосходящих по мощи Авраама. А затем из гибнущего Сдома, с помощью ангелов, иначе никак.

Ибо именно так должен быть приведен в мир Машиах: чудесными путями, вопреки всему. А также - путями незаметными, окольными, неожиданными. И посредством таких людей, вовсе не великих праведников, от которых Машиаха не ждешь.

Такое же явление наблюдаем и в другой линии, приведшей к Машиаху, пусть и еврейской. Ставши еврейкой, Рут вышла за Боаза, представителя колена Йеуды, таким образом, именно от этого колена произошли Давид и Машиах. А родоначальника этого колена - самого Йеуду - родила нашему праотцу Яакову Лея.

А ведь ее Яаков изначально даже не считал себе парой: он полюбил Рахель, в которой нашел родственную праведную душу, и ради женитьбы на ней работал семь лет на Лавана. Но тот его «провел» и подсунул ему вместо Рахели Лею (Берешит 29).

Казалось бы, все не так: плут Лаван нечестным образом дает Яакову недостойную его жену. Но именно она родит Яакову предков Давида и Машиаха. Не выдающимся духовным уровнем, но молитвами и слезами добившись-таки включения в семью праотцов. Получается, Лаван думал, что это он хитрит и манипулирует, но на самом деле Б-г манипулировал им, использовал его для Своих целей.

У самого Йеуды родилось следующее звено в цепочке, ведущей к Машиаху, тоже не просто так, а в результате того, что Йеуда принял свою невестку Тамар за блудницу… А потом, обнаружив, что она беременна, почти что казнил ее, пока не понял что беременна она от него и на самом деле таким образом правомерно добилась левиратного брака (там же 38).

Да и сам Давид не совсем было ясно, как родился от своего отца.

Короче, в этой линии все было не совсем прямым путем, не таким, каким можно было бы ожидать, что придет Машиах. Но Б-г постановил, что именно таким: раз за разом рождение очередного звена в цепочке было событием маловероятным и, тем не менее, произошедшим. Результатом действия, казалось бы, не очень праведных людей. Таких, например, как Лот.

Выживатель

Или Ог.

Похоже, что спасение Лота от четырех царей должно было быть чудесным не только победой Авраама над гораздо более сильными царями, но и самим сообщением Аврааму о пленении Лота - оно должно было быть сделано чудесным образом, вопреки всему. Как?

Посредством Ога, который чудом умудрился выжить. При уничтожении четырьмя царями его народа Рефаим. А также ранее, при уничтожении мира в Потопе.

Похоже, его «фишкой» была особая способность выживать вопреки всему.

От Потопа не было естественного пути спасения. Но он как-то умудрился. Да, Ковчег был окружен дикими зверями, через которых никто прорваться не мог, но Ог таки сумел. Как?! А вот так… Ухватиться за Ковчег и так продержаться целый год?! Нереально. А вот Ог каким-то образом смог. И если бы это был взлетающий американский самолет, он ухватился бы за шасси и таки умудрился бы долететь до самого Катара.

В английском слово survivor может означать не просто «выживший» один раз, а «выживатель»: тот, кто постоянно вынужден - и умеет - выживать. Обладает соответствующим характером и умениями. Ни за что не сдается, и каждый раз делает невозможное, и умудряется уцелеть. Именно таким был Ог.

В свете этого логично предположить, что и в разгроме своего народа Рефаим Ог выжил неслучайно: там тоже не было выхода, но он все-таки вышел.

И - сообщил Аврааму о пленении теми царями Лота. И тем самым выполнил цель всего этого многовекового выживания. Ог должен был многократно выживать, чтобы сообщить Аврааму о пленении Лота, который, в свою очередь, должен был многократно выживать, чтобы от него произошел Машиах. Именно посредством такого чудесного выживания приводит Б-г Машиаха: сначала выживания Ога, своими силами, а затем Лота, силами Ога, Авраама и ангелов.

И теперь понимаем, почему даже с корыстными намерениями велика  была заслуга сообщения Ога Аврааму о пленении Лота - это был важнейший этап в той цепочке. Все предназначение Ога заключалось в том, чтобы, многократно выжив вопреки всему, сделать это сообщение Аврааму - чтобы тот осуществил первое из многократных спасений Лота и линии Машиаха.

Вот так Б-г все заранее спланировал. Казалось бы, Тора просто рассказывает о разных древних событиях: Потоп и спасающийся Ог, война четырех царей, разгром ими Рефаим, сообщение о пленении Лота и его спасение Авраамом… Но на самом деле все это этапы чудесного сценария, ведущие к приходу Машиаха. Такой вот сюжет выдал Великий Драматург.

Теги: Авраам, Недельная глава, Машиах, царь Давид, Лея, Рут, Давид, Йеуда, Ной, Содом, Моисей, Лех Леха, Потоп, Амон, Моав, Ноах, Ог, Лот, Шломо