Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака и милость, которую делают евреи, порождают добрых ангелов, которые защищают наш народ на небесах.»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а

Как Тора относится к таким людям, как Ванга и Нострадамус?

5 июня 2011 года, темы: Предсказание, Пророчество, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Хотел спросить, как Тора относится к таким людям, как Вольф Мессинг, Нострадамус и Ванга. Даниил

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Даниил!

Прежде всего, отметим, что, говоря об отношении к людям, желательно проявить осторожность. Мы стараемся отделять отношение к людям от отношения к тому, что они делают. Хотя, в конечном счете, суть человека определяют его поступки, надо учитывать, что человек мог вырасти в неблагоприятной среде, получить неверное воспитание, в конце концов, он мог стать жертвой обмана. И, возможно, его неверное поведение является следствием всего этого, а не его дурной сути. Не всегда и не всем дано разобраться, что именно является истинным лицом человека, а что — маской.

Общее между упомянутыми Вами людьми то, что их принято считать «предсказателями». Я специально написал именно так, поскольку лично не видел ни одного документа, который содержал бы то или иное «пророчество» и был опубликован до исполнения оного. Лишь при наличии таких документов (или устных свидетельств от надежных людей о том, что они слышали лично) можно всерьез рассматривать эту тему[1]. (Я не имею в виду, что априори не признаю возможности таких явлений, как будет показано ниже).

Однако допустим, что такие свидетельства существуют и можно доказать, что кто-то из этих людей предсказал какое-то событие. В этом случае мы лишь можем предположить, что это было либо следствием контакта предсказателя с духовной нечистотой, либо, что более вероятно в наше время, следствием некоторого психического нарушения. Дело в том, что настоящее пророчество — способность общаться с Творцом напрямую, покинуло народы мира уже давно, последним таким человеком был печально известный Билам (Валаам). Со времени Второго Храма евреи также утратили эту способность[2], и с тех пор нет человека, который мог бы претендовать на звание пророка. Однако, согласно комментарию Мааршо, с помощью демонов люди способны увидеть вещи, недоступные остальным, и это именно то, что «осеняет» иногда сумасшедших и детей. При этом возможно, что люди вполне здравые обладают повышенной интуицией, но тогда их слова обычно не столь конкретны.

Недавно я слышал от человека о ком-то, кто предсказал цунами в Японии, и рассказчик утверждал, что слышал слова предсказателя собственными ушами до того, как это случилось. Не сомневаясь в словах честного человека, посмею заметить, что возможно, Всевышний не прекращает испытывать нас, наделяя некоторых людей паранормальными способностями. Испытание состоит в том, что наличие таких людей, с одной стороны, кого-то может пробудить от «спячки», приведя к мысли, что все же «есть что-то вне материи». Но, с другой стороны, есть опасность заменить понятия о Всевышнем и Его Торе этим абстрактным «чем-то», так как, кроме восхищения и удивления, эти явления не требует от людей ничего.

Здесь стоит отметить, что распространение христианства и ислама способствовало тому, что все люди ознакомились, в той или иной степени, с основами Торы и с идеей конечного избавления. Об этом писал и Рамбам в Законах Царей (см. в конце). Возможно, и явления, о которых Вы пишете (опять же, в тех случаях, когда не являются шарлатанством), играют свою положительную роль в качестве «противовеса» атеизму.

В заключение несколько слов о том, что описано в наших книгах. Там не раз упоминается остаточное (после пророчества) явление, именуемое руаха-кодэш. Этот уровень, возможно, и в наше время доступен людям, достигшим великой мудрости и высокого степени чистоты и святости души. Так, на границе между глубоким логическим анализом ситуации и интуицией, мудрецы способны видеть то, что недоступно простым людям. Однако они никогда не занимаются «предсказаниями» будущего, ведь сказано: «…будь прям перед Всевышним» (Дварим 18:13) — нам следует беспокоиться не о том, что будет, ибо это не в нашей власти, а о том, как правильно поступать в жизни. Когда же то, что случится в будущем, имеет значение для нас, они говорят об этом — так, известно, что Хафец Хаим предвидел не только Катастрофу, но и последующее возрождение очага Торы в Земле Израиля. Многие не понимали, на что рассчитывал его ученик, известный как Поневежер Рав, когда строил невероятных размеров здание для будущей ешивы в Бней-Браке. Откуда возьмется такое количество учеников? Однако рав помнил, как его учитель привел ему стих: «…а убежище будет на горе Цион» (Овадья, 1:17). Сегодня — это одна из самых прославленных ешив Израиля, Ешиват Поневеж.

С уважением, Овадья Климовский


[1] По поводу нашего современника Мессинга опубликовано достаточно много серьезных разоблачительных материалов, позволяющих, мягко говоря, усомниться в истинности рассказов о его даре внушения и ясновидения.

[2] В трактате Бава Батра (12б) сказано: «Со времени разрушения Первого Храма пророчество ушло и было отдано сумасшедшим и детям». А пророки, жившие в начале эпохи Второго Храма, были лишь «остатком» тех, кто получил пророчество еще во времена Первого. Поясняют мудрецы: что Всевышний не сделал духовные мира непроницаемыми для нас, сохранил возможность проникать в них и узнавать что-либо — скорее, люди утратили необходимые для этого душевные качества. См. комментарий Мааршо, который объясняет, что теперь контакт с духовными мирами для получения конкретной информации возможен лишь с помощью шедим — демонов.

Материалы по теме

Коды в Торе 2. Будущие события в кодах Торы

Рав Элиягу Рипс,
из цикла «Коды в Торе»

Пророчество Йешаягу следует понимать буквально?

Рав Овадья Климовский

Это кто это пойдёт согбенным?

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Дина, арифметика и современный Израиль

Рабби Н. Новик

Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше