Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все евреи — от самого хорошего и до самого плохого — одна душа»Раби Йеонатан Айбишиц

Молиться своими словами — неправильно?

Темы: Сидур, Молитва, Связь с Творцом, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом. Хотел уточнить у вас: в еврейской традиции принято молиться, прочитывая или произнося по памяти молитвы из Сидура (насколько я понял). Означает ли это:1 — неправильно произносить молитвы своими словами, 2 — молитва произнесённая в соответствии с написанной имеет больше смысла и силы? 3 — возможно ли заменить молитвы из сидура (молитвенника) на молитвы своими словами, если не помнишь текст и сидура под рукой нет? С уважением, Владимир

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Владимир,

Наша связь со Вс-вышним имеет два аспекта. Один — это отношение, подобное взаимоотношениям отца и сына, второй — отношение, подобное связи между властителем и рабом. Оба эти аспекта ярко отражены в еврейских понятиях о молитве.

Как сын, еврей может молиться Вс-вышнему в любое время, употребляя любые слова. Одно из слов, которые переводятся со Святого Языка как «молитва», — сиха — означает также «разговор», «беседа». Т.е. можно и нужно просто говорить со Вс-вышним, рассказывать Ему о своих удачах и неудачах, делиться с Ним, просить о помощи.

Как раб, человек должен обращаться к царю, соблюдая все законы этикета. Он должен вести себя соответствующим образом, быть аккуратно одетым, говорить чётко и правильно. К царю не вломишься поболтать пару минут после работы, не заскочишь между делом, спросить, как жизнь. Общение с царём требует подготовки, знания ритуала, применения чётких и кратких формулировок. В давние времена люди знали, как нужно обращаться к Царю Царей. К сожалению, это искусство было утеряно большинством ещё во времена Вавилонского изгнания.

Именно поэтому мудрецы Великого Собрания, которое было созвано в период возвращения из Вавилона и строительства Второго Храма, учредили обязательные молитвы. Они обязали каждого еврея молиться три раза в день и написали тексты молитв.

Таким образом, молитвы, напечатанные в Сидуре, отличаются не только древностью (5 век до н.э.). Они были написаны величайшими мудрецами того поколения — поколения гигантов мудрости и пророков.

В тексте молитв упоминается широчайший ряд человеческих нужд и стремлений. Текст написан правильным и красивым языком и соответствует этикету обращения к Царю. Но, самое главное, в словах молитвы — множество уровней смысла. Величайшие каббалисты, такие, как Ари и Рашаш, написали объёмистые книги, которые объясняют лишь ничтожную часть того, что было вложено в эти молитвы. Произнося молитвы из Сидура, еврей может затронуть высочайшие миры, недоступные ему в обычной ситуации. Если бы мы вспоминали об этом каждый раз, когда берём в руки Сидур, наша молитва выглядела бы совершенно иначе!

Что касается упомянутого обязательства молиться три раза в день, заметим: наиболее важной составной частью всех трёх дневных молитв является так называемая Амида, или Шмонэ Эсрэ. Тот, кто не произнёс эту молитву в соответствии с установленным текстом, не выполнил обязанность молиться так, как это было установлено мудрецами. Книги Еврейского Закона упоминают укороченный вариант этой молитвы, предназначенный, в основном, для людей, которые не имеют права потратить время на произнесение полного текста молитвы, т.к. их работа оплачивается по дням. Есть также вариант молитвы, предназначенный для человека, который находится в смертельной опасности и должен немедленно бежать.

В наше время не принято пользоваться этими укороченными вариантами, т.к. даже полный вариант этой молитвы не очень длинный, его можно легко произнести за пару минут. Тот, кто не знает молитвы наизусть, может приобрести карманный Сидур. Есть даже молитвенник «Минха, Маарив» (где приводятся послеполуденная и вечерняя молитвы), который помещается в кошелёк. Существуют также Сидуры в электронном виде для сотовых телефонов, так что в наше время молитва по тексту не представляет собой большой технической проблемы.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте и смотрите: Капитан корабля — мой папа…

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)