Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
По материалам газеты «Исток»

Прямое значение слова — цикл, полный круг. Происходит от корня хазар — вернуться, повторить. Махзором называется сборник молитв, читаемых на праздники. Есть махзор на Рош-Ашана, Йом-Кипур и другие праздники. Раньше махзором назывался сидур, сборник ежедневных молитв, читаемых круглый год. Связано это с тем, что в те времена молитвы и благословения переписывались как дополнение к календарю.

Самый древний известный нам текст махзора был составлен в Византии и через несколько веков перепечатан в Венеции. Он почти ничем не отличается от тех махзоров, что ныне приняты у выходцев из европейских общин, ашкеназим.

Несколько слов о делении молитвенников на «ашкеназские» и «сефардские». В первых принят порядок и текст молитв, читаемых евреями, предки которых в своих блужданиях прошли через Германию и Северную Францию (по-еврейски Ашкеназ — это Германия). Минаг ашкеназ («ашкеназский обычай») распространился потом практически на всю Европу. Минаг сфарад принят в общинах выходцев из стран Азии и Северной Африки. Первыми его стали придерживаться испанские евреи (Сфарад — Испания), распространившие его по всему Средиземноморью и дальше, так что теперь «по-сефардски» молятся и «иракские» евреи, и «бухарские», и «грузинские» — с небольшими изменениями в тексте.

Строго говоря, среди «ашкеназских» молитвенников тоже есть различия, существуют традиции «польская», «немецкая» и др.

Считается, что деление на разные традиции восходит к двум вариантам произношения молитв — израильскому и вавилонскому, составленному в Бавеле (там же, где и Вавилонский Талмуд). Самый древний из дошедших до нас рукописный махзор был составлен равом Амрамом Гаоном в 875 году и переслан им из Бавеля в Испанию. Обычно минаг указывается на обложке и первой странице махзора или сидура.

Хасиды, выходцы из Восточной Европы пользуются молитвенниками, составленными на основе ашкеназской традиции, но с добавлениями, заимствованными из сидура традиции сефардской. На хасидских молитвенниках указано — нусах сфарад (нусах — вариант текста). На ашкеназских, но не-хасидских — нусах ашкеназ.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.