Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать еврею, которому тяжело соблюдать заповеди?

Темы: Тшува, Реувен Куклин, Заповеди, Изучение Торы

Отложить Отложено

Я помню, что наш Раввин из общины в России, упоминал фразу из Торы «Ты можешь забыть Меня, но не забывай Законов Моих», но я её нигде не могу найти. Суть фразы в том, что еврею не обязательно верить в Б-га, но он должен соблюдать Законы Торы. Суть вопроса: эта фраза из Торы? Если да, то где она упоминается? Если нет, то откуда она может быть. Спасибо.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый И.,

Такой фразы в точности нет ни в ТАНАХе, ни в словах мудрецов. Однако есть похожее на первый взгляд высказывание мудрецов (Мидраш Эйха, Птиха, а также Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига): «Лучше бы Меня (Б-га) забыли, но мою Тору хранили (имеется в виду изучение Торы, см. РАШИ Дварим 4, 6), поскольку свет, который содержится в ней, возвращает их на истинную дорогу». Это утверждение выучили мудрецы из пророчества Ермиягу (13, 10-11): «И будет, когда перескажешь ты этому народу все эти слова, и скажут они тебе: “За что Г-сподь изрёк на нас все это великое бедствие? В чём вина наша и в чём грех наш, которым мы согрешили пред Господом, Б-гом нашим?”. Тогда скажешь им: За то, что отцы ваши оставили Меня, — сказал Г-сподь, — и последовали за другими богами, и стали служить и поклоняться им, а Меня оставили и Тору Мою не хранили». Из того, что Творец упрекает: «Меня оставили и Тору Мою не хранили», мы видим, что, даже если бы евреи оставили Творца, всё же есть ещё более низкая ступень — забвение Торы. Почему же? Сами мудрецы отвечают на этот вопрос: «Свет, который содержится в ней, возвращает их на истинную дорогу».

Более подробно об этом свете говорит РАМХАЛь в книге Путь Творца: «В числе воздействий, которые Благословенный производит для нужд Своих творений, есть одно воздействие, возвышеннее всех других, и его сущность более значима и превосходна, чем всё, что существует в реальности. То есть, оно — наибольшее подобие истинной Сущности Всевышнего, которое может существовать в Творении, и его значимость и уровень подобны истинности уровня Благословенного, и именно это (воздействие) Господин, благословен Он, уделяет от Своей Славы творениям. Творец связал это Своё воздействие с явлением, сотворённым Им для этой цели — Торой».

Но важно отметить, что здесь имеется в виду человек, действительно желающий приблизиться к Творцу. Если первой стадии ему тяжело выполнять все законы Творца, Мудрецы советуют ему не отчаиваться: пусть изучает Тору. Изучение Торы приведёт его, в конце концов, и к исполнению заповедей. Тут не говорится об изучении Торы без намерения приблизиться к Творцу и соблюдать все заповеди Торы. О таких людях говорит царь Давид (Теилим 50:16—17): «А грешнику сказал Б-г: зачем тебе проповедовать законы Мои и носить завет Мой на устах своих? Ты же ненавидишь наставление (Мое) и бросил слова Мои позади себя».

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте: «Путь Творца».

Материалы по теме


В этой недельной главе даются описания заповедей, связанных с Землей Израиля, таких, как приношение первых плодов (бикурим). Народу Израиля предписывается организовать церемонию проклятий и благословений на горах Гризим и Эйваль. Глава также пророчествует о невзгодах изгнания, которые обрушатся на еврейский народ за отход от Торы и заповедей Творца. Читать дальше