Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хороший признак на лице ребенка — умение краснеть»Раби Шломо Ибн-Габироль

Как избавиться от желания повесить каждого, кто стоит на дороге?

Темы: Йосеф, Провидение, Гнев, Месть, Тора и бизнес, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Как мне обрести спокойствие и перестать думать о мести? Я не религиозный человек, моя религия — это бизнес. Я всем доволен, но хочу избавиться от желания повесить каждого, кто переходит мне дорогу, перестать раздражаться. Посоветуйте что-нибудь, кроме таблеток.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Лазарь,

У евреев есть изречение: «Нет вещи, которая бы устояла перед желанием». Если у Вас будет серьёзное желание вылечиться от этого заболевания, Вы, несомненно, сможете избавиться от этого недуга. Но для этого необходимо сильное желание. А сила желания зависит от осмысления серьёзности болезни, от понимания, насколько излечение жизненно необходимо.

Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, что тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Почему же именно эти люди настолько убоги? Если мы задумаемся, увидим, что у всех этих свойств есть общий знаменатель — когда они пробуждаются, они наполняют всего человека, и не дают человеку возможность задуматься над чем-то другим, не позволяют ему жить.

С другой стороны, давайте посмотрим — насколько счастлив тот человек, который относится ко всем окружающим располагающе и дружелюбно. Он рад всем и всему, он наслаждается жизнью. Сказал царь Соломон, мудрейший из всех людей (Мишлей 15:15): «Добродушие[1] — постоянное пиршество». Жизнь человека, который с добродушием и расположением относится к окружающим, подобна постоянному пиршеству, она всегда радостная и счастливая.

Так как же избавиться от этого недуга? Как начать жить?

Тут я вынужден Вас разочаровать — неверующему человеку, страсть которого преуспеть в чём-либо превращается в его религию[2], нет никакой возможности избавиться от желания «повесить» того, кто «переходит ему дорогу» (разве что, при интенсивной помощи психолога или при помощи успокоительных таблеток). Единственное лекарство для этой болезни — это вера в Творца, Который управляет этим миром.

Вы пишете, что Вы нерелигиозный, но нет необходимости быть религиозным человеком в полном смысле этого слова, достаточно знать, что Высшая сила управляет всем миром. И этого знания не так тяжело достигнуть. Весь мир свидетельствует о своём Создателе и о его постоянном руководстве этим миром — насколько всё мудро, всё гармонично. Обладая этим знанием, человек не будет гневаться на того, кто «переходит ему дорогу», ведь он знает, что нет ни у кого силы помешать ему.

Как пример к сказанному выше приведу поведение Йосефа. Возможно, что Йосеф наиболее яркий пример во всём Танахе человека, которому «перешли дорогу». Ведь он был любимым сыном его отца и претендовал стать духовным наследником его отца (мудрецы говорят (Сота 36 б), что Йосеф мог удостоиться стать праотцом 12 колен подобно его отцу). А что может быть более ценно для праведного человека, чем стать духовным наследником Яакова, избранного из всех праотцев (мидраш Берешит Рабба 76:1)?! Братья же Йосефа «испортили» ему все планы, продав Йосефа в рабы в чуждую страну.

Так произошло, что Йосеф из раба стал властителем Египта, самой могущей империи тех времен. Братья, не подозревая о том, что Йосеф правитель Египта, предстают перед ним. Теперь они полностью в его руках. Йосефу не представляло никакой проблемы повесить или, в крайнем случае, расстрелять тех, кто нарушил все его планы. Поэтому испуг братьев, когда они узнали, что правитель Египта, перед которым они стоят, это никто другой, нежели их брат — Йосеф, понятен. (Тора рассказывает, что на вопрос Йосефа (Берешит 45:3), жив ли его отец, братья не смогли ничего ответить, «поскольку они испугались Йосефа»).

Однако Йосеф не мстит братьям и не вешает их. Более того, Йосеф обещает братьям снабжать их средствами к существованию все года голода. Откуда же находит Йосеф в себе силы побороть природное желание отомстить тем, кто испортил ему всю жизнь[3]? Источник этой силы заключается в знании Йосефа, что Б-г — единственный владетель мира, и всё, что происходит в мире — от Творца. И так говорит Йосеф братьям (там, стих 5): » И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для животворения послал меня Б-г пред вами «. Не вы меня продали, утверждает Йосеф, а Творец, Который желает нам только лучшего.

Поэтому единственный совет, который я могу Вам дать, — это последовать словам пророка Ешаягу (40:26): » Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и (от) Мощного силой никто не скроется». Выйдите ночью на улицу, взгляните на звёздное небо. Кто создал это бессчётное воинство звёзд и планет, комет и метеоритов, кто управляет им? Кто определил каждому из них своё место и свой точный путь в небесах? Мы, люди, подобны звёздному небу — у каждого из нас своё место, у каждого свой путь.

Это единственное «лекарство», которое я могу посоветовать Вам для того чтобы обрести настоящее счастье, для того чтобы начать жить. Воспользуйтесь им!

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте: Как научиться не кричать, не гневаться?


[1] В стихе сказано «тов лев» (хорошее сердце). Рабейну Йона в комментарии на Пиркей Авот пишет (2:9), что «хорошее сердце» это качество расположения и любви к окружающим.

[2] Что свидетельствует о необъятной силе его желания.

[3] Несмотря на то, что Йосеф стал правителем Египта, для него это не считалось головокружительный успехом, поскольку единственное желание праведника Йосефа было получить как можно больше духовности у его отца. Это мы можем увидеть из имени его первого сына, которого он назвал Менаше, аргументируя это имя следующим образом (Берешит 41:51): " כִּי נַשַּׁנִי אֱלֹהִים אֶת כָּל עֲמָלִי וְאֵת כָּל בֵּית אָבִי ". А второго сына он называет Эфраим: " כִּי הִפְרַנִי אֱלֹהִים בְּאֶרֶץ עָנְיִי " (там, стих 52), из чего мы видим, что нахождение в Египте было отвратительным в глазах Йосефа, несмотря на его социальный статус.

Материалы по теме

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Как себя вести с клеветником?

Рав Яков Шуб

Что делать тому, кого оклеветали?