Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как избавиться от желания повесить каждого, кто стоит на дороге?

Темы: Йосеф, Провидение, Гнев, Месть, Тора и бизнес, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Как мне обрести спокойствие и перестать думать о мести? Я не религиозный человек, моя религия — это бизнес. Я всем доволен, но хочу избавиться от желания повесить каждого, кто переходит мне дорогу, перестать раздражаться. Посоветуйте что-нибудь, кроме таблеток.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Лазарь,

У евреев есть изречение: «Нет вещи, которая бы устояла перед желанием». Если у Вас будет серьёзное желание вылечиться от этого заболевания, Вы, несомненно, сможете избавиться от этого недуга. Но для этого необходимо сильное желание. А сила желания зависит от осмысления серьёзности болезни, от понимания, насколько излечение жизненно необходимо.

Мудрецы сказали (Псахим 113 б), что есть три вида людей, жизнь которых невозможно назвать жизнью — вспыльчивые, милосердные и брезгливые. Разумеется, что тут идёт речь о людях, у которых эти качества в чрезмерных пропорциях. Почему же именно эти люди настолько убоги? Если мы задумаемся, увидим, что у всех этих свойств есть общий знаменатель — когда они пробуждаются, они наполняют всего человека, и не дают человеку возможность задуматься над чем-то другим, не позволяют ему жить.

С другой стороны, давайте посмотрим — насколько счастлив тот человек, который относится ко всем окружающим располагающе и дружелюбно. Он рад всем и всему, он наслаждается жизнью. Сказал царь Соломон, мудрейший из всех людей (Мишлей 15:15): «Добродушие[1] — постоянное пиршество». Жизнь человека, который с добродушием и расположением относится к окружающим, подобна постоянному пиршеству, она всегда радостная и счастливая.

Так как же избавиться от этого недуга? Как начать жить?

Тут я вынужден Вас разочаровать — неверующему человеку, страсть которого преуспеть в чём-либо превращается в его религию[2], нет никакой возможности избавиться от желания «повесить» того, кто «переходит ему дорогу» (разве что, при интенсивной помощи психолога или при помощи успокоительных таблеток). Единственное лекарство для этой болезни — это вера в Творца, Который управляет этим миром.

Вы пишете, что Вы нерелигиозный, но нет необходимости быть религиозным человеком в полном смысле этого слова, достаточно знать, что Высшая сила управляет всем миром. И этого знания не так тяжело достигнуть. Весь мир свидетельствует о своём Создателе и о его постоянном руководстве этим миром — насколько всё мудро, всё гармонично. Обладая этим знанием, человек не будет гневаться на того, кто «переходит ему дорогу», ведь он знает, что нет ни у кого силы помешать ему.

Как пример к сказанному выше приведу поведение Йосефа. Возможно, что Йосеф наиболее яркий пример во всём Танахе человека, которому «перешли дорогу». Ведь он был любимым сыном его отца и претендовал стать духовным наследником его отца (мудрецы говорят (Сота 36 б), что Йосеф мог удостоиться стать праотцом 12 колен подобно его отцу). А что может быть более ценно для праведного человека, чем стать духовным наследником Яакова, избранного из всех праотцев (мидраш Берешит Рабба 76:1)?! Братья же Йосефа «испортили» ему все планы, продав Йосефа в рабы в чуждую страну.

Так произошло, что Йосеф из раба стал властителем Египта, самой могущей империи тех времен. Братья, не подозревая о том, что Йосеф правитель Египта, предстают перед ним. Теперь они полностью в его руках. Йосефу не представляло никакой проблемы повесить или, в крайнем случае, расстрелять тех, кто нарушил все его планы. Поэтому испуг братьев, когда они узнали, что правитель Египта, перед которым они стоят, это никто другой, нежели их брат — Йосеф, понятен. (Тора рассказывает, что на вопрос Йосефа (Берешит 45:3), жив ли его отец, братья не смогли ничего ответить, «поскольку они испугались Йосефа»).

Однако Йосеф не мстит братьям и не вешает их. Более того, Йосеф обещает братьям снабжать их средствами к существованию все года голода. Откуда же находит Йосеф в себе силы побороть природное желание отомстить тем, кто испортил ему всю жизнь[3]? Источник этой силы заключается в знании Йосефа, что Б-г — единственный владетель мира, и всё, что происходит в мире — от Творца. И так говорит Йосеф братьям (там, стих 5): » И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для животворения послал меня Б-г пред вами «. Не вы меня продали, утверждает Йосеф, а Творец, Который желает нам только лучшего.

Поэтому единственный совет, который я могу Вам дать, — это последовать словам пророка Ешаягу (40:26): » Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их по имени называет Он; от Великого могуществом и (от) Мощного силой никто не скроется». Выйдите ночью на улицу, взгляните на звёздное небо. Кто создал это бессчётное воинство звёзд и планет, комет и метеоритов, кто управляет им? Кто определил каждому из них своё место и свой точный путь в небесах? Мы, люди, подобны звёздному небу — у каждого из нас своё место, у каждого свой путь.

Это единственное «лекарство», которое я могу посоветовать Вам для того чтобы обрести настоящее счастье, для того чтобы начать жить. Воспользуйтесь им!

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте: Как научиться не кричать, не гневаться?


[1] В стихе сказано «тов лев» (хорошее сердце). Рабейну Йона в комментарии на Пиркей Авот пишет (2:9), что «хорошее сердце» это качество расположения и любви к окружающим.

[2] Что свидетельствует о необъятной силе его желания.

[3] Несмотря на то, что Йосеф стал правителем Египта, для него это не считалось головокружительный успехом, поскольку единственное желание праведника Йосефа было получить как можно больше духовности у его отца. Это мы можем увидеть из имени его первого сына, которого он назвал Менаше, аргументируя это имя следующим образом (Берешит 41:51): " כִּי נַשַּׁנִי אֱלֹהִים אֶת כָּל עֲמָלִי וְאֵת כָּל בֵּית אָבִי ". А второго сына он называет Эфраим: " כִּי הִפְרַנִי אֱלֹהִים בְּאֶרֶץ עָנְיִי " (там, стих 52), из чего мы видим, что нахождение в Египте было отвратительным в глазах Йосефа, несмотря на его социальный статус.

Материалы по теме

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 9. Возвышение и совершенствование души и ее качеств

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Как себя вести с клеветником?

Рав Яков Шуб

Что делать тому, кого оклеветали?


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».