Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как себя вести с клеветником?

Темы: Обида, Злословие, Месть, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте! Недавно я прочла, что в процессе изучения законов учителями были сформулированы три типа речей, которых следует избегать:1. Неклеветнические и правдивые сведения и замечания о других. 2. Негативные, хотя и правдивые сведения. 3. Ложь и сплетни. Скажите, как следует реагировать на сказанную ложь человеку, которого оклеветали? Как ему себя вести с клеветником, и что он может предпринять? Заранее спасибо. Анастасия

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Анастасия,

Большое спасибо за Ваш актуальный вопрос. Сказано в Торе (Ваикра 19:18): «Не мсти, не храни злобы в сердце на сыновей народа твоего и возлюби ближнего своего, как самого себя». «Не мсти» — то есть не поступай с ним так же плохо, как он поступил с тобой. «Не храни злобы» — если он причинил тебе боль или страдание, не храни в своем сердце злобу и ненависть.

В книге Мэсилат йешарим Рамхаль пишет, что одна из причин, по которым человеку очень трудно расстаться со своими планами мести, — то, что в его сердце не затихает боль от нанесённой обиды и ему кажется, что месть его успокоит. Поэтому, если человеку удастся перебороть себя и отказаться от мести, то боль и воспоминания об обиде уйдут сами собой.

Отказаться от желания мстить очень сложно, если мы не осознаем и не замечаем, что все события несут в себе особый смысл. Однако, понимая, что все, что с нами происходит, контролируется Вс-вышним, и часто это всего лишь отголосок прошлых событий и наших проступков, — мы с легкостью откладываем в сторону карающий меч. Именно поэтому наша главная задача — открыть свое сердце такому пониманию. Кроме того, стоит обратить внимание, какую пользу приносит нам выполнение этой заповеди. Если многие из нас станут сдержанней и не будут хранить в сердце злобу, мир, несомненно, изменится к лучшему.

Однако запрет мстить не нарушается, если «мщение» совершается в сам момент конфликта. В это время человеку трудно молчать и не реагировать на оскорбления, поэтому Тора не запрещает отвечать обидчику той же монетой. Все сказанное относится к обычным людям, мудрецу же следует быть более сдержанным. Он не должен позволять вовлечь себя в конфликт, не должен гневаться. Что же касается праведников, то они полностью контролируют себя и вовсе не реагируют на нападки и оскорбления — опасаясь рассердиться сильнее, чем это необходимо.

Следует отметить, что если человека оскорбляют родители, Тора запрещает реагировать на их замечания в той же форме, что и они, тем же тоном и в той же манере.

В заключение приведём рассказ из книги рава Ицхака-Айзека Сильвера о законах взаимоотношений между людьми, которая скоро, с Б-жьей помощью, выйдет на русском языке.

Один из учеников рава Натана-Цви-Финкеля рассказал нехорошие вещи о своем товарище, что привело к отмене помолвки этого товарища с девушкой из хорошей семьи. Но на этом все не кончилось. Поскольку ученик остался неженатым, его забрали в царскую армию, и ему пришлось пройти много тяжких испытаний.

Через несколько лет ученик рава Финкеля написал раву письмо, в котором признавал свою вину и просил учителя сделать все возможное, чтобы товарищ простил его. Учитель связался со вторым учеником и рассказал обо всем. Выслушав его, ученик встал и сказал: «Я полностью прощаю его (мехила гмура)». Рав был очень удивлен. Чтобы после стольких страданий так быстро простить, нужно обладать особыми душевными качествами и сильной волей. Рав Финкель обратился к ученику еще раз: «Ты действительно не хранишь на него зла?» Тот без всякого промедления повторил: «В моем сердце нет ни капли обиды, ни желания мстить и никакой злобы». Учитель подошел, поцеловал его и назвал его настоящим праведником.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


На заре своей истории еврейский народ состоял из 12-ти колен, прародителями которых считаются 12 сыновей Яакова. Каждое колено обладало своей уникальной особенностью. Читать дальше