Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В греческом зале

08 декабря 2010, 18:04

Отложить Отложено

 

В одном из комментариев к прошлому посту нарисовался хорошо сформулированный, честный (хоть и не очень оригинальный) вопрос:

 

"Я верю, что Бог один для всех, и ведет к нему множество путей, и ортодоксальный иудаизм - один из них. И позиция греков, я говорю не о языческой религии, а о том начале, которое легло в основу западной цивилизации, мне почему-то ближе. Наверное психоаналитик объяснил бы почему. При этом мне очень хочется понять, что приводит умных и образованных людей на путь ортодоксального иудаизма."

 

Для того, чтобы не перегружать ленту комментов, я решил ответить отдельным постом.

 

Начнем по порядку.

 

"Я верю, что Бог один для всех, и ведет к нему множество путей, и ортодоксальный иудаизм - один из них".

Давайте представим, что мы находимся за рулем автомобиля на незнакомой трассе. Наша задача - добраться до пункта А, и желательно - в кратчайший срок.

У нас есть подробная карта местности, выпущенная солидным издательством. Пункт А на ней обозначен.

На трассе время от времени встречаются указатели.

Вокруг нас по трассе во все стороны едут серьезные кадилаки и разбитые тарантайки, мотоциклы и самокаты. Значительная часть водителей заявляет, что они тоже следуют в пункт А. У некоторых есть карта (наспех срисованная с оригинала), некоторые утверждают, что они и без карты знают, куда ехать, а некоторые "идут по приборам", полагаясь на интуицию. Встречаются и такие, которые глубокомысленно рассуждают, что неважно, куда едешь - все дороги ведут в пункт А.

При этом налицо серьезные разногласия между разными картами не только в том, что касается маршрута, но и в самом расположении места назначения.

У нас есть несколько вариантов выбрать маршрут:

а. Полностью доверится карте, которая находится в нашем распоряжении (после того, разумеется, как мы убедимся на местности в ее достоверности).

б. Ехать "прямо", ожидая, когда на очередном указателе появится пункт А.

в. Проследовать за одним из водил, который особенно убедительно кричит, что знает, куда ехать (а после того, как мы убедимся, что его карта липовая - выбрать другого водилу).

г. Ехать туда, куда едем, решив, что "Я верю, что к пункту А ведет множество путей, и тот, который указан на карте - только один из них".

Внимание - вопрос:

Как поступит умный водитель?

 

Это был ответ на первое предложение. Если надо перевести на русский, то будет примерно так:

Ваша вера основана на мировоззрении, которое Вам вдолбили там, где Вас угораздило родиться, на взглядах случайных людей, с которыми Вам довелось общаться или на сведениях, почерпнутых в некомпетентных источниках навроде популярной литературы или вечерних газет. Вашу веру нельзя "пощупать", ее невозможно проверить, а потому с ней невозможно спорить. Среди художников такой "последний и неоспоримый" довод называется "я так вижу".

В Торе Вы не найдете ни одной заповеди "поверить". 

"Бахануни на" - проверьте Меня, "Тааму у рэу" - попробуйте и увидите, "Ве-йодата hа-йом" - и узнай сегодня и т.д.

Достоверность "карты", которая находится у нас в руках - доказуема. Для этого надо всего лишь приступить к учебе, посетив для начала какой-нибудь семинар (вроде "Арахим"), на котором Вам докажут логически вне всякого сомнения, что "карта" - настоящая. А после того, как вы убедитесь, что, согласно этой "карте", к пункту А ведет только одна дорога - мы сможем побеседовать о "множестве путей"...

 

 

"И позиция греков, я говорю не о языческой религии, а о том начале, которое легло в основу западной цивилизации, мне почему-то ближе".

Начало, положенное в основу западной цивилизации - тезис об уникальности и изначальной свободе каждой личности - имеет своим источником Тору и Пророков.

Еврейских.

Тезис о превосходстве высшей касты и ущербности низшей - берет свое начало не в римской философии. Римляне всего лишь заимствовали его (как и многое другое) у греков. "Гуманизм" же греческой философии был впитан мудрецами Афин в их диспутах с еврейскими мудрецами периода второго Храма (эти диспуты приводятся в Талмуде), а также Платоном и его последователями. Александр Македонский опустился на колено перед еврейским первосвященником не из вежливости. Он знал, откуда "выросла" философия его учителя, Аристотеля (который, к слову, был убежденным противником демократии).

Остается "демократия" - политическая система, родившаяся в Афинах. Ну, для начала позвольте Вам напомнить, что избирательным правом, равно как и демократическими свободами в Афинах пользовались далеко не все. И даже не большинство. Кроме того, на чужеземцев, метеков, женщин, не-граждан и граждан моложе 30 лет все эти свободы вообще не распространялись. С другой стороны, были те, кто стоял "над законом" - Перикл, к примеру. Вот такая избирательная демократия была в Афинах. Про Спарту вообще не будем.

Абсолютно равные возможности, подчиненность любого члена общества одному высшему Закону, который ни один правитель не в силах изменить "под себя", превалирование ценности человеческой жизни над любыми - государственными и религиозными - интересами - это та самая "еврейская теократия", которая так мешала "просвященным" грекам. Даже еврейский раб имел такие же права и свободы, как его хозяин, являясь де-факто наемным работником, сроком до шести лет. А кнаанейского раба можно было приобрести, только испросив его согласия на соблюдение части мицвот, в противном случае - его отпускали. Бесплатно.

И еще. На западе, отмечая положительные стороны своей цивилизации, ее называют "иудео-христианской". У нас, говоря о ее недостатках, называют ее "эллино-христианской".

Вывод: чтобы получить представление об иудаизме, надо учить Тору. Тот, кто читает об иудаизме в газетах или глотает инфу с телевизора - рискует получить не совсем верное о нем представление (это я мяХко сказал).

 

 

"Наверное психоаналитик объяснил бы почему".

Не, тут психоаналитик не нужен. Просто Вы рассуждаете с того места, где находитесь в данный момент. А находитесь Вы на той трассе, куда были поставлены с рождения. И поставили Вас туда, заметьте, даже не спросив, в каком направлении Вы предпочитаете ехать.

Привычка и недостаток информации - это не глупость. Поэтому даже умные и честные ребята часто оказываются едущими в "заданном" направлении. Требуется совсем немного - чуть-чуть смелости - для того, чтобы подвергнуть сомнению направление "своей" трассы, проверить ситуацию и выбрать (свободно и осознанно на этот раз) путь следования.

Это и  приводит умных и образованных людей на путь ортодоксального иудаизма.

 

 

 

 

 

 

Теги: пробелы в информации