Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Тема

Месть

Оглавление

Месть: определение [↑]

Месть (ивр. «нэкама») — действия человека, которому причинили страдания или нанесли вред (убийство близких, обиду или имущественный ущерб, оскорбление), направленные на наказание виновного.

Стремление к мести заложено в природе человека. Свершившееся возмездие вызывает чувство морального удовлетворения, дает эмоциональную разрядку, разряжает накопившуюся агрессию. Тем не менее, жажда мести и действия, направленные на ее удовлетворение, запрещены законом Торы. Мстительность является дурным качеством характера, которое иудаизм призывает исправлять.

Запрет мстить [↑]

Тора запрещает причинять зло другим с целью мести, как сказано (Ваикра 19:18): «Не мсти и не храни злобу на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего как самого себя…»

Классическая ситуация, в которой хочется «ответить тем же»: человек отказывается одолжить соседу инструмент, а через какое-то время сам приходит к нему с подобной просьбой… По Торе, сосед должен выполнить просьбу этого человека.

Но: он должен выполнить эту просьбу, только если желание отомстить — единственная причина не давать инструмент. Если же хозяин отказывается потому, что опасается за сохранность своего имущества и т. п., заповедь «не мсти» он не нарушает.

Иудаизм запрещает не только активные действия по возмездию, но и призывает очистить свое сердце от желания мстить, даже если это желание никогда не проявится на практике.

Поэтому закон запрещает напоминать другому о его проступке в какой бы то ни было форме. Запрещено, например, одолжить инструмент со словами: «Я тебе даю, но помни, что ты со мной поступил по-другому…»

Этический аспект [↑]

Иудаизм призывает избавляться от гневливости и вспыльчивости, а также от их «результата» — мстительности, видя в этом корень многих человеческих бед и распространённый мотив преступлений.

Месть и злопамятность свидетельствуют о гордости и высокомерии человека, уступчивость и склонность прощать — о смирении и скромности. Что же, преступления должны оставаться безнаказанными?

Наказывать наших ближних за совершенные ими преступления — абсолютная прерогатива Творца и тех, кого Он уполномочил, — судей еврейского религиозного суда — бейт-дина. Если же человек присваивает эту функцию, то как бы ставит себя на место Б-га.

Кровная месть [↑]

Закон Торы уполномочивает Сангедрин разрешить родственнику убитого отомстить убийце за совершенное преступление (см. Бемидбар 35, 9-32). В наше время, когда нет действующего Сангедрина и нет городов-убежищ, убивать как намеренного убийцу, так и случайного строго запрещено.

Чтобы ненамеренный убийца мог скрыться от гнева родных убитого, на территории Иудейского царства было выделено сорок восемь городов-убежищ, где убивать убийцу без судебного расследования было запрещено. Убийца мог покинуть город-убежище только со смертью действующего первосвященника, в дни которого было совершенно убийство.

Рав Элиягу Деслер в книге «Михтав мэ-Элиягу» (ч. 5, стр. 170) обосновывает разрешение мстить убийце во времена Храма тем, что душа убитого не находит покоя в духовном мире, пока убийца не получит справедливого возмездия.

Т. к. родные убитого имеют право уничтожить убийцу, тому приходится переселиться в город-убежище, что представляет собой своего рода лишению свободы.

Как избавиться от жажды мести? [↑]

Еврейские мудрецы дают несколько советов, как избавиться от жажды мести, хотя отмечают: чтобы окончательно искоренить это желание, требуется продолжительная внутренняя работы.

Одно из направлений, указанных нашими мудрецами, — это осознать: все, что происходит с человеком, — от Б-га. Соответственно, если Творец позволил одному человеку причинить другому зло, значит, такова была воля Всевышнего. А тот, кто причинил зло, — лишь инструмент для выполнения Его воли.

Рамбам («Ильхот Дэот» 7:7) предлагает «прощать за все дела этого мира», т. к. «для понимающих все они — пусты и незначительны, (потому) нет смысла мстить за них». Т. е., согласно Рамбаму, путь к избавлению от жажды мести лежит через обесценивание материальных ценностей и осознание бренности бытия. Это перекликается с тем, что он пишет в «Морэ Нэвухим»: главное в нашем мире — постижение Б-жественной мудрости, а материальность не имеет самостоятельной ценности.

Прощение обиды [↑]

Нам рекомендуется быть уступчивыми, когда у нас просят прощения, и прощать обидчика при первой же его просьбе.

Наиболее высокий уровень — не оскорбляться, когда оскорбляют. Этот уровень достигается только продолжительной внутренней работой, развитием смирения и скромности (см. ниже).

В Талмуде сказано (Рош а-Шана 17а): «Тот, кто прощает других, удостаивается прощения грехов». Рав Деслер (Сифтей Хаим, Моадим 1, стр. 215, от имени рава Деслера) объясняет: это работает по принципу «мера за меру» — мера строгости Небесного суда к нам напрямую зависит от меры нашей строгости и требовательности к ближним.

Талмуд (Таанит 25 б) рассказывает о том, как Раби Акива прочел короткую молитву — и Всевышний послал дождь в засушливый год. А перед этим Раби Элиэзер молился в течение двадцати четырех часов, но дождя не было… Голос с Небес (бат коль) объявил: «Не в том дело, что этот праведнее того. Просто этот (Раби Акива) уступчив, а тот (Раби Элиэзер) — нет».

Месть за оскорбление [↑]

По мнению части законодателей, нельзя мстить лично только за нанесение физического или имущественного ущерба, а также за отказ в материальной услуге. Но если человека оскорбили, унизили, ему разрешено таить обиду в сердце и даже ответить обидчику тем же. Другие законодатели («Мишпэтэй а-Шалом» 3, 12) «устрожают» закон и запрещают мстить обидчику даже за оскорбления и унижения.

Самооборона [↑]

По мнениям всех законодателей заповедь «не мсти» нарушается, только если ответ на причинённую обиду следует не сразу. Но непосредственно во время конфликта — разрешено отвечать обидчику, чтобы защитить себя и свою честь (там же, 3, 17).

Еврейский закон разрешает человеку обороняться от физического нападения, а в случае серьезной опасности разрешено нанести упреждающий удар (см. Шмот 22:1). Если при этом нападающему было нанесено неизлечимое увечье, тот, кто защищал себя, не оплачивает его лечение и т. д., если иначе остановить нападающего было невозможно (Рош к Бава Кама, 3, 13).

Оскорбление мудреца Торы [↑]

Мудрец Торы, которого оскорбили прилюдно, ДОЛЖЕН быть «злопамятным» и не имеет права прощать обидчика, пока тот не раскается и не попросит у него прощения (Рамбам, «Илхот Талмуд Тора» 7:13). Дело в том, что это оскорбляет не столько самого мудреца, сколько мудрость Торы, носителем которой он является.

Отношение к мести в других религиях, влияние иудаизма [↑]

Отрицание права частного лица на месть/возмездие и призыв к смирению были в измененной форме заимствованы христианством и исламом.

Известное предписание христианства «подставить другую щеку» основывается на стихе из свитка Эйха (3:30): «Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором…»

Иудаизм рассматривает в этом контексте «пощёчину» как оскорбление личности, и призывает к молчанию перед лицом унижения, а не к бездействию при физическом нападении. (См. комментарий Раши к Теилим 3:8. То, что речь не идет о физической боли, понятно из второй части стиха — «пусть насытится позором». Т. е. подставить щеку — это и есть акт унижения, о котором говорит пророк).

Комментаторы разъясняют: поведение, описанное в свитке Эйха, не предписывается обычному человеку. Это «мидат хасидут» — «уровень праведности», который достигается лишь немногими после продолжительной духовной работы, выполнения Закона во всех сферах.

Выводить материалы