Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы уметь разговаривать — научись молчать»Раби Менахем-Мендель из Ворки
Тема

Месть

Оглавление

Месть: определение [↑]

Месть (ивр. «нэкама») — действия человека, которому причинили страдания или нанесли вред (убийство близких, обиду или имущественный ущерб, оскорбление), направленные на наказание виновного.

Стремление к мести заложено в природе человека. Свершившееся возмездие вызывает чувство морального удовлетворения, дает эмоциональную разрядку, разряжает накопившуюся агрессию. Тем не менее, жажда мести и действия, направленные на ее удовлетворение, запрещены законом Торы. Мстительность является дурным качеством характера, которое иудаизм призывает исправлять.

Запрет мстить [↑]

Тора запрещает причинять зло другим с целью мести, как сказано (Ваикра 19:18): «Не мсти и не храни злобу на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего как самого себя…»

Классическая ситуация, в которой хочется «ответить тем же»: человек отказывается одолжить соседу инструмент, а через какое-то время сам приходит к нему с подобной просьбой… По Торе, сосед должен выполнить просьбу этого человека.

Но: он должен выполнить эту просьбу, только если желание отомстить — единственная причина не давать инструмент. Если же хозяин отказывается потому, что опасается за сохранность своего имущества и т. п., заповедь «не мсти» он не нарушает.

Иудаизм запрещает не только активные действия по возмездию, но и призывает очистить свое сердце от желания мстить, даже если это желание никогда не проявится на практике.

Поэтому закон запрещает напоминать другому о его проступке в какой бы то ни было форме. Запрещено, например, одолжить инструмент со словами: «Я тебе даю, но помни, что ты со мной поступил по-другому…»

Этический аспект [↑]

Иудаизм призывает избавляться от гневливости и вспыльчивости, а также от их «результата» — мстительности, видя в этом корень многих человеческих бед и распространённый мотив преступлений.

Месть и злопамятность свидетельствуют о гордости и высокомерии человека, уступчивость и склонность прощать — о смирении и скромности. Что же, преступления должны оставаться безнаказанными?

Наказывать наших ближних за совершенные ими преступления — абсолютная прерогатива Творца и тех, кого Он уполномочил, — судей еврейского религиозного суда — бейт-дина. Если же человек присваивает эту функцию, то как бы ставит себя на место Б-га.

Кровная месть [↑]

Закон Торы уполномочивает Сангедрин разрешить родственнику убитого отомстить убийце за совершенное преступление (см. Бемидбар 35, 9-32). В наше время, когда нет действующего Сангедрина и нет городов-убежищ, убивать как намеренного убийцу, так и случайного строго запрещено.

Чтобы ненамеренный убийца мог скрыться от гнева родных убитого, на территории Иудейского царства было выделено сорок восемь городов-убежищ, где убивать убийцу без судебного расследования было запрещено. Убийца мог покинуть город-убежище только со смертью действующего первосвященника, в дни которого было совершенно убийство.

Рав Элиягу Деслер в книге «Михтав мэ-Элиягу» (ч. 5, стр. 170) обосновывает разрешение мстить убийце во времена Храма тем, что душа убитого не находит покоя в духовном мире, пока убийца не получит справедливого возмездия.

Т. к. родные убитого имеют право уничтожить убийцу, тому приходится переселиться в город-убежище, что представляет собой своего рода лишению свободы.

Как избавиться от жажды мести? [↑]

Еврейские мудрецы дают несколько советов, как избавиться от жажды мести, хотя отмечают: чтобы окончательно искоренить это желание, требуется продолжительная внутренняя работы.

Одно из направлений, указанных нашими мудрецами, — это осознать: все, что происходит с человеком, — от Б-га. Соответственно, если Творец позволил одному человеку причинить другому зло, значит, такова была воля Всевышнего. А тот, кто причинил зло, — лишь инструмент для выполнения Его воли.

Рамбам («Ильхот Дэот» 7:7) предлагает «прощать за все дела этого мира», т. к. «для понимающих все они — пусты и незначительны, (потому) нет смысла мстить за них». Т. е., согласно Рамбаму, путь к избавлению от жажды мести лежит через обесценивание материальных ценностей и осознание бренности бытия. Это перекликается с тем, что он пишет в «Морэ Нэвухим»: главное в нашем мире — постижение Б-жественной мудрости, а материальность не имеет самостоятельной ценности.

Прощение обиды [↑]

Нам рекомендуется быть уступчивыми, когда у нас просят прощения, и прощать обидчика при первой же его просьбе.

Наиболее высокий уровень — не оскорбляться, когда оскорбляют. Этот уровень достигается только продолжительной внутренней работой, развитием смирения и скромности (см. ниже).

В Талмуде сказано (Рош а-Шана 17а): «Тот, кто прощает других, удостаивается прощения грехов». Рав Деслер (Сифтей Хаим, Моадим 1, стр. 215, от имени рава Деслера) объясняет: это работает по принципу «мера за меру» — мера строгости Небесного суда к нам напрямую зависит от меры нашей строгости и требовательности к ближним.

Талмуд (Таанит 25 б) рассказывает о том, как Раби Акива прочел короткую молитву — и Всевышний послал дождь в засушливый год. А перед этим Раби Элиэзер молился в течение двадцати четырех часов, но дождя не было… Голос с Небес (бат коль) объявил: «Не в том дело, что этот праведнее того. Просто этот (Раби Акива) уступчив, а тот (Раби Элиэзер) — нет».

Месть за оскорбление [↑]

По мнению части законодателей, нельзя мстить лично только за нанесение физического или имущественного ущерба, а также за отказ в материальной услуге. Но если человека оскорбили, унизили, ему разрешено таить обиду в сердце и даже ответить обидчику тем же. Другие законодатели («Мишпэтэй а-Шалом» 3, 12) «устрожают» закон и запрещают мстить обидчику даже за оскорбления и унижения.

Самооборона [↑]

По мнениям всех законодателей заповедь «не мсти» нарушается, только если ответ на причинённую обиду следует не сразу. Но непосредственно во время конфликта — разрешено отвечать обидчику, чтобы защитить себя и свою честь (там же, 3, 17).

Еврейский закон разрешает человеку обороняться от физического нападения, а в случае серьезной опасности разрешено нанести упреждающий удар (см. Шмот 22:1). Если при этом нападающему было нанесено неизлечимое увечье, тот, кто защищал себя, не оплачивает его лечение и т. д., если иначе остановить нападающего было невозможно (Рош к Бава Кама, 3, 13).

Оскорбление мудреца Торы [↑]

Мудрец Торы, которого оскорбили прилюдно, ДОЛЖЕН быть «злопамятным» и не имеет права прощать обидчика, пока тот не раскается и не попросит у него прощения (Рамбам, «Илхот Талмуд Тора» 7:13). Дело в том, что это оскорбляет не столько самого мудреца, сколько мудрость Торы, носителем которой он является.

Отношение к мести в других религиях, влияние иудаизма [↑]

Отрицание права частного лица на месть/возмездие и призыв к смирению были в измененной форме заимствованы христианством и исламом.

Известное предписание христианства «подставить другую щеку» основывается на стихе из свитка Эйха (3:30): «Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором…»

Иудаизм рассматривает в этом контексте «пощёчину» как оскорбление личности, и призывает к молчанию перед лицом унижения, а не к бездействию при физическом нападении. (См. комментарий Раши к Теилим 3:8. То, что речь не идет о физической боли, понятно из второй части стиха — «пусть насытится позором». Т. е. подставить щеку — это и есть акт унижения, о котором говорит пророк).

Комментаторы разъясняют: поведение, описанное в свитке Эйха, не предписывается обычному человеку. Это «мидат хасидут» — «уровень праведности», который достигается лишь немногими после продолжительной духовной работы, выполнения Закона во всех сферах.

Выводить материалы