Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие города служили убежищем для убийцы?

Темы: Рав Реувен Куклин, Месть, Убийство, Город-убежище

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав! Все ли города-убежища принадлежали левитам? Как протекала жизнь в таких городах? В них жили только те, кто нуждался в защите? Как старейшины верили в непреднамеренность убийства? Мог ли мстящий обманом проникнуть в город и отомстить? Перед какой общиной должен был предстать «убийца», и что решала эта община? Если умирал первосвященник, «убийца» должен был покинуть этот город и отдаться в руки мстящих? Вопросов много, извините, но это очень интересная тема. Спасибо.

Девора

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Девора,

Всего было шесть городов-убежищ:3 — на западном берегу Иордана и 3 — на восточном берегу. Эти города были специально предназначены для тех, кто совершил непреднамеренное убийство. Тот, кто пролил кровь, должен был как можно быстрее бежать в один из этих городов, чтобы родственник, мстящий за пролитую кровь, не убил их. Родственникам убитого разрешалось мстить за него только за пределами этих городов. Если же они совершали акт мщения в городе-убежище, им полагалась смертная казнь за кровопролитие.

Кто определял, было ли убийство преднамеренным? Это решал Сангедрин (еврейский суд, состоящий из 23 судей). Даже если убийца бежал в город-убежище, Сангедрин вызывал его, чтобы допросить. Сангедрин выслушивал убийцу и допрашивал свидетелей убийства (если такие были). Если Сангедрин приходил к выводу, что, действительно, убийство было непреднамеренным, его возвращали в город-убежище. Если же Сангедрин приходил к противоположному выводу, убийца получал то наказание, которое предусматривается Торой за кровопролитие.

Тот, кто убил человека неумышленно, должен был жить в городе-убежище всё время до смерти первосвященника. После смерти первосвященника он мог оставить это город, и с этого момента родственникам убитого было запрещено ему мстить.

Города-убежища выглядели как обычные города средней величины, и в них жили не только убийцы.

Убежищем для ненамеренного убийцы могли служить не только эти города, но и 48 городов, предназначенных для левитов. Единственное различие между ними заключалась в том, что города левитов, в отличие от этих шести городов, служили убежищем, только если убийца жил там с намерением найти убежище.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Законы об убийстве в главе Масэй

Материалы по теме


Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше