Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.
  • 1. Написано в Торе («Ваикра», 19:18): «Не мсти, не храни злобы в сердце на сыновей своего народа и возлюби ближнего, как самого себя». «Не мсти» — то есть не поступай с ним так же плохо, как он поступил с тобой. «Не храни злобы» — если он причинил тебе боль или страдание, не храни в своем сердце злобу и ненависть.
  • Рамхаль в своей книге «Месилат Йешарим» пишет, что одна из причин, по которой человеку очень тяжело расстаться с планами мести, заключается в том, что в его сердце не затихает боль от полученной обиды, и ему кажется, что месть его успокоит. Если же человеку удастся перебороть себя и отказаться от планов мести, то боль и воспоминания об обиде уйдут сами по себе.

    Отказаться от желания мстить очень сложно, если мы не осознаем и не замечаем, что все события несут в себе особый смысл. Однако, понимая, что все происходящее контролируется Всевышним, и нередко это всего лишь отголосок прошлых событий и наших проступков, мы с легкостью убираем руки от меча возмездия. Именно поэтому наша главная задача — открыть свое сердце для этого понимания. Кроме того, стоит обратить внимание на то, какую пользу приносит нам эта заповедь: если многие из нас будут более сдержанными, и не будут хранить злобу, мир, несомненно, изменится к лучшему.

    Рамбам пишет, что для мудрых людей месть — просто пустая трата времени, поскольку многое из происходящего видится им чем-то незначительным. И, несмотря на то, что мы не всегда можем отстраненно посмотреть на ситуацию, нам стоит положиться на наших великих учителей и просто принять на веру это золотое правило.

  • 2. Если к вам пришел человек, нуждающийся в помощи, который в прошлом обманул вас или причинил боль, вам запрещено напоминать ему об этом и закрывать перед ним дверь.
  • 3. Эта заповедь не ограничена временем или местом, и касается как мужчин, так и женщин. Задача родителей — найти правильный способ объяснить ребенку этот запрет и помочь ему преодолеть те препятствия, с которыми он встречается уже в детстве. Но нельзя забывать и о том, что ребенку нужно также объяснить, в каких ситуациях разрешено и даже необходимо отражать нападки других людей. Тора не запрещает защищаться, когда человеку грозит опасность.
  • 4. Запрет мстить и хранить злобу касается не только чужих людей, но и близких родственников. Родителям запрещено мстить своим детям. Детям нельзя мстить своим родителям.
  • Несмотря на то, что дети обязаны почитать и уважать своих родителей, в случае, когда отец или мать приказывают не прощать или мстить кому-либо, ребенок не обязан слушаться их. Это касается любого действия, связанного с нарушением одной из заповедей Торы.

    16 сентября — 16 марта

  • 5. Не запрещено мстить (речь не идет о проявлениях жестокости или убийстве) человеку, который занимается миссионерской деятельностью и уводит евреев от Торы. То же касается «эпикороса»[1], настроенного против веры и традиции, а также человека, постоянно нарушающего заповеди Торы. Но мудрецы предупреждают, что в таком случае следует быть очень предусмотрительными и не создавать опасной ситуации для себя и для других евреев.
  • 6. Нет запрета подать в еврейский суд (бейт-дин) на того, кто не возвращает одолженные вами деньги, или на того, кто причиняет вам ущерб.
  • Кроме того, разрешается предпринимать и другие действия (разумеется, в рамках Торы), чтобы вернуть деньги или избежать какого-либо ущерба.

    Изабелла все время обижает свою одноклассницу Адассу. Кроме того, она уже давно не возвращает ей деньги, которые попросила взаймы во время летнего похода.

    Адассе разрешается обратиться к учителю или другому ответственному лицу, чтобы попросить о помощи. Это не будет называться местью, если все ее действия (и мысли) направлены только на то, чтобы вернуть деньги и получить защиту, а не для того чтобы отомстить. Кроме того, Адасса может пересесть на другое место, не играть вместе с Изабеллой и, таким образом, избавиться от ее нападок. Это также не называется местью.

  • 8. В давние времена, когда в Эрец Исраэль функционировал Санхедрин[2], действовал закон, позволяющий родственникам человека, убитого случайно, мстить непреднамеренному убийце, вплоть до того, чтобы убить его самого. Однако у такого убийцы была возможность скрыться в одном из городов-убежищ (там разрешение мстить не действовало). Тора не запретила родственнику убитого преследовать убийцу, но оставила возможность избежать второй трагедии.
  • 9. Что такое месть? Пример из Талмуда. Человек просит: «Одолжи мне свой серп». Сосед отвечает ему: «Нет». На следующий день сосед просит: «Одолжи мне свою лопату». А тот отвечает ему: «Ты мне вчера не дал серпа, так и я тебе не дам».
  • 10.Человек не обязан давать другим свои вещи или инструменты, если он беспокоится за их сохранность. Следовательно, если один из ваших неприятелей попросил на время инструменты, а вы не дали ему только из-за того, что беспокоитесь об их сохранности, а не для того чтобы отомстить, это не считается нарушением запрета «не мсти».
  • 17 сентября — 17 марта

  • 11. Если человек еще не вернул старые долги, и приходит, как ни в чем не бывало, вновь занимать деньги, нет обязанности давать такому человеку взаймы, и при этом не нарушается запрет «не мсти». Но если вы доверяете человеку и не беспокоитесь за свои деньги, есть заповедь помочь ближнему.
  • 12. Если вам отказали в просьбе, а на следующий день пришли, чтобы попросить у вас о помощи (например, ссудить деньгами), запрещено говорить: «Я не такой, как ты, я тебе дам» или «Не хочу уподобляться тебе, поэтому держи…». Запрет «не храни злобу» нарушается, даже если вы только подумали об этом. . Если же вы отказали ему из-за его отказа в прошлом и нежелания отозваться на вашу просьбу, нарушается запрет «не мсти».
  • Пример:

    — Сара! Пожалуйста, дай мне, на секунду ластик.

    Варианты ответа:

    а) — С чего это вдруг? Вчера, когда мне нужен был карандаш, ты мне не дала, а теперь ты просишь ластик? — нарушен запрет «не мсти».

    б) — Несмотря на то, что ты вчера не дала мне карандаш, что было очень неприятно, я не буду отвечать тебе тем же. Бери! — нарушен запрет «не храни злобу».

    ² ² ²

    Михаил не мог танцевать на свадьбе своего внука. Двадцать два года назад, в Пурим, он попал в автокатастрофу и потерял обе ноги. С тех пор он прикован к инвалидной коляске. Это произошло по вине одного водителя по фамилии Пьянковский. Несмотря на то, что Михаил получил очень большую компенсацию, он не может забыть день, который изменил всю его жизнь. Вместе с тем, Михаил продолжает видеться с тем человеком, не выражая при этом никакой злобы и не думая о мести. В сердце у него не осталось боли и негодования. Он постоянно молится о восстановлении Храма и Иерусалима, когда все инвалиды и больные станут здоровыми.

  • 13. Причины, по которым вы отдаляетесь от другого человека, могут быть разными, но если вы делаете это только, чтобы избежать неприятностей или нехорошего влияния, не нарушается никакого запрета. Следует только убрать из своего сердца обиду и озлобленность, а также постараться скрыть причину такого поведения.
  • 14. Существует мнение, что запрет «нетира» (хранить обиду и злость) и запрет «некама» (мстить) касается только тех случаев, когда другой отказал вам в помощи, например, не дал воспользоваться его инструментами. Но если человек обидел вас, оскорбил или распространял о вас сплетни, такого запрета нет.
  • 15. Однако существует и другое мнение. Даже в случае, когда вас обидели, существуют запреты «нетира» и «некама». Ведь все страдания приходят к нам из-за наших грехов, а причиняющий нам боль — лишь посланник Всевышнего. Мудрецы последних поколений относились к этому мнению очень серьезно.
  • 16. Мудрец, которого оскорбили прилюдно, не обязан стирать из своего сердца боль и обиду, пока у него не попросят прощения.
  • Господин Обижанский, староста синагоги, очень жалеет о том, что на глазах у всех присутствующих оскорбил раввина во время чтения Торы в Шабат. Он и сам не понимает, что с ним случилось: уже тринадцать лет он является старостой синагоги, и никогда не совершал подобного, тем более, человек, которого он унизил, — раввин и большой знаток Торы. Раввин, со своей стороны, воспринял оскорбления, как посланное Свыше испытание, а господина Обижанского — как посланника Всевышнего, посредством которого его наказывают за грехи. Он не собирается мстить старосте, и даже не злится на него в сердце, но он и не прощает его из-за того, что была оскорблена сама Тора. (Ведь говорится, что знаток Торы — это «ходячий» свиток Торы.) Когда Обижанский придет просить у раввина прощения, и, таким образом, честь Торы будет восстановлена, раввин с радостью простит его.

    18 сентября — 18 марта

  • 16. Запрещено просить Всевышнего наказать другого или обращаться к нему со словами: «Посмотри, что этот человек мне делает… не закрывай на это глаза». Мудрецы говорят, что такой человек первым получает наказание с Небес. Но если второй не подчиняется постановлению суда, или нет никого, кто может рассудить между ними, такого запрета нет. Тем не менее, многие мудрецы Торы воздерживались от «перевода» разбирательства в «высшие инстанции», чтобы не стать причиной страданий других людей. «Как сможет человек войти во дворец Царя, если из-за него был наказан один из Его приближенных?» — говорили они.
  • Рахамим уже долгое время терпит выходки своего соседа Йоава. Последним ударом было то, что Йоав сделал пристройку, которая загородила весь свет в кухню. Жена все время жалуется и просит принять какие-то меры. Кроме этого, после того как была сделана пристройка, домочадцы Йоава могут видеть все, что происходит в доме Рахамима. Теперь окна в салон периодически приходится закрывать. Кроме того, шум стройки и неубранный строительный мусор создают неудобства всем жильцам и, конечно, Рахамиму. Он все время успокаивает жену и говорит, что лучше ему продолжать молиться, чем вступать с Йоавом в конфликт. Рахамим знает, что его сосед очень жесткий и грубый человек, и разговор с ним не закончится без громкого скандала или потерь, поэтому он видит перед собой только один путь — молитву. «Я буду просить Бога, чтобы Он расправился с этим негодяем» — успокаивает Рахамим свою жену.

    Получается, что Рахамим «передал» обвинение в Небесный суд прежде, чем обратился к раввинскому суду на земле, что неправильно, как было сказано выше, пока у него есть возможность решить проблему через раввинский суд.

  • 17. Запрет мстить не нарушается, если все происходит в момент конфликта или драки. Разрешается ответить обидчику, который начал обижать Вас или даже наносить ответные удары, когда на вас напали, — и это не считается местью. Мудрецы объясняют, что даже в течение нескольких минут после случившегося ответная реакция не воспринимается как месть, поскольку человек еще некоторое время после ссоры не может остыть и остановиться вовремя. То же самое, когда речь идет о словесной перепалке.
  • В момент конфликта человеку тяжело молчать и не реагировать на то, что его обижают и оскорбляют, поэтому Тора не запрещает отвечать той же монетой обидчику.

    Когда же речь идет о родителях, Тора запрещает реагировать на их замечания (и даже оскорбления) в той же форме и тем же тоном.

    Все вышесказанное относится к обычным людям. Однако мудрому человеку следует быть более сдержанным, чтобы не вовлечь себя в бурю эмоций и не начать злиться. Что же касается особенно праведных людей, то они полностью контролируют себя и вовсе не реагируют на нападки и оскорбления, из-за опасения разозлиться в большей степени, чем это необходимо.

  • 18. В некоторых ситуациях разрешается ответить обидчику даже после того, как все закончилось, например, когда необходимо предотвратить подобные стычки в будущем. Но тогда человеку нужно помнить, что его цель — не месть, как таковая, а попытка остановить возможное нападение. В подобной ситуации необходимо посоветоваться с компетентным раввином.
  • Подобно тому, как в законах лашон а-ра (злословия) при некоторых обстоятельствах разрешается говорить о другом человеке, точно также иногда разрешается и мстить при отсутствии других способов повлиять на человека и на ситуацию в целом.


    [1] Так, по имени греческого философа, который превыше всего ценил плотские наслаждения, называют людей, которые не только не исполняют заповеди, но и отрицают основы веры.

    Санхедрин — высший еврейский суд.