Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о том, как пожилого раввина едва не обвинили в краже старинной монеты. О сомнениях и их разрешении.
  • 1. Следует стараться вести себя так, чтобы не вызывать у других людей никаких подозрений и плохих мыслей. Люди не всегда способны правильно оценить ситуацию, и их поспешные выводы могут привести к нарушению заповеди «суди справедливо». (Обязанность судить о других с хорошей стороны тоже относится к ней. Учат это из стиха в книге «Бемидбар» (32:22): «И будете чисты перед Богом и народом Израиля».) Если есть необходимость действовать именно в той форме, которая, несомненно, вызовет у людей вопросы и подозрения, необходимо объяснить им, в чем причина такого поведения. Нельзя также упускать возможности предупредить об этом заранее.
  • 2. Этот закон не ограничен временем или местом. И мужчины, и женщины всегда должны придерживаться этих правил и приучать к этому своих детей.
  • 3. Необходимо также остерегаться даже таких действий, которые вызывают всего лишь тень сомнения.
  • * * *

    Однажды сын Хафец Хаима подал прошение о должности раввина в одном городе. В то же время еще один знаток Торы ходатайствовал об этом месте и прислал Хафец Хаиму свою просьбу направить общине города рекомендательное письмо. Он не знал, что сын Хафец Хаима тоже претендует на данную должность. С того момента Хафец Хаим стал искать для сына другое место. Он подумал, что после того как второй претендент узнает о намерениях его сына, он решит, что Хафец Хаим, узнав от него о вакансии, сразу направил туда своего сына, чтобы опередить других кандидатов.

    * * *

    Рава Авраама Софера (автора респонсов «Ктав Софер») пригласили на съезд раввинов, где присутствовали все самые известные знатоки Торы из Венгрии. На этой встрече рав Авраам рассказал о необыкновенной и очень ценной монете, которая переходила в их семье из поколения в поколение. Он сказал, что этой монетой пользовались во времена Второго Храма. «Насколько мне известно, — добавил он, — второй такой монеты нет больше ни у кого».

    Рав Софер достал монету, и все имели возможность посмотреть на нее, передавая из рук в руки. В какой-то момент монета неожиданно исчезла. Раввины начали спрашивать друг у друга, где монета. В воздухе почувствовалось напряжение. Через некоторое время мудрец встал и обратился к публике: «Я не сомневаюсь в том, что находящиеся здесь — порядочные и кошерные евреи, и, вполне вероятно, что один из них просто случайно перепутал ее с какой-то своей монетой».

    Присутствующие проверили свои карманы, но никто не обнаружил пропажи. Тогда предложили сделать по-другому, несмотря на то, что это было нелегкое решение: «Пусть каждый проверит карманы своего соседа». Один немолодой раввин, известный своей ученостью и праведностью человек, резко воспротивился этому предложению и попросил просто подождать пятнадцать минут. Когда время прошло, а монета не обнаружилась, он попросил новой отсрочки. Время шло, и облако подозрений незаметно приближалось к этому раввину. Через пятнадцать минут он встал и со слезами на глазах обратился ко всем присутствующим с просьбой подождать еще пятнадцать минут.

    И вдруг на всеобщее удивление появился шамаш (помощник рава Софера) и радостно сообщил, что нашел монету: когда он убирал скатерти, она выпала из одной складки. Это было приятное известие, но теперь все хотели услышать объяснения раввина, просившего приостановить поиски. Откуда он знал, что произошло, и почему не соглашался разрешить проверку своих карманов?

    Мудрец встал и обратился ко всем сидящим в зале:

    — Перед тем как прийти на этот вечер, я взял с собой монету времен Второго Храма, чтобы показать ее всем присутствующим. Я думал, что больше ни у кого в мире нет такой монеты. Но оказалось, что есть еще одна, и когда все начали ее рассматривать, я решил не доставать свою. А теперь представьте себе, как я себя чувствовал, когда каждого попросили проверить карманы своего соседа. Все бы приняли меня за вора. Я попросил присутствующих подождать, надеясь, что монета найдется, а сам начал молиться Всевышнему, чтобы Он спас меня от такого позора на старости лет. И вот моя молитва была услышана…

    7 сентября — 7 марта

  • 4. Не следует рассказывать другим людям о своих нарушениях заповедей «между человеком и Всевышним», но когда вы видите, что подозрение падает на других, можно открыться и рассказать, как все произошло. Более того, разрешается даже признаться в том, чего вы никогда не делали, с целью снять подозрение с других, но это уже относится к категории «меры хасидута».
  • * * *

    Однажды Рабан Гамлиэль позвал к себе других мудрецов для того, чтобы решить, добавлять ли месяц к текущему году[1] (делать ли очередной год високосным или обычным). Он позвал только семерых, но, к удивлению, обнаружил восемь человек.

    — Пусть выйдет тот, кто вошел без разрешения, — сказал Рабан Гамлиэль.

    Встал Шмуэль а-катан и сказал:

    — Я пришел без разрешения. Но я пришел не участвовать в самом заседании, а только поучиться мудрости.

    Рабан Гамлиэль разрешил ему остаться, сказав, что для такого человека, как он, подобные заседания должны быть открыты всегда. И еще добавил, что по алахе вся проблема лишь в том, что утвердить прибавление месяца вправе только те, кого пригласили это сделать.

    На самом деле без приглашения пришел другой человек, а Шмуэль а-катан спас его от позора.

    * * *

    Один раз, когда раби Йеуда а-Наси сидел и обучал Торе своих учеников, он почувствовал запах чеснока. Раби был чрезвычайно чувствителен к резким запахам, и запах чеснока мешал ему сосредоточиться. Ученики знали это, и обычно старались не есть ничего такого перед уроком.

    — Пусть тот, кто ел чеснок, выйдет, — сказал раби. Встал раби Хия и вышел из зала. Увидев это, один за другим поднялись все ученики и вышли вслед за ним. На следующий день сын раби встретил раби Хию и спросил, он ли был «нарушителем» на самом деле.

    — Не случится подобного в народе Израиля, — ответил раби Хия. (Т.е. это был не он, но он вышел, чтобы не подвергать стыду того, кто ел чеснок.)

  • 5. Если человек согрешил перед Всевышним и сделал это втайне от других, не разрешается рассказывать об этом — ведь он должен стыдиться этого. Если он рассказывает, то это выглядит, будто он не считает свой грех таким уж тяжелым.
  • Однако в случае, когда нарушение произошло на глазах у других, необходимо раскаяться в содеянном и рассказать об этом тем людям, которые видели это нарушение, чтобы его поступок не показался им обычным и позволительным.

    6. Если вы пытаетесь повлиять на своего товарища, чтобы отдалить его от различных нарушений, разрешается при этом упоминать о недавних его проступках и неудачах (по мере необходимости).

    Но запрещено рассказывать о прегрешениях ближнего Всевышнему во время молитвы, ведь Всевышний любит тех, кто судит евреев с лучшей стороны.

    В наше время считается, что далеко не каждый вправе упрекать и критиковать своего товарища. Главный критерий здесь: насколько вы сами далеки от подобных нарушений, и насколько тот, к кому вы обращаетесь, готов принять ваши слова и задуматься — см. главу 13 о заповеди «тохаха».

    8 сентября — 8 марта


    [1] Тора предписывает, чтобы Песах праздновался весной. Однако год, составленный из 12 лунных месяцев, короче солнечного на 10-11 дней, поэтому раз в несколько лет по решению крупнейших мудрецов поколения к году добавлялся еще месяц — второй Адар. Таким образом, разница между солнечным и лунным годом аннулируется.


    Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

    Законы и обычаи праздника Шавуот

    Рав Элияу Ки-Тов,
    из цикла «Книга нашего наследия»

    Глава из книги «Сефер атодаа»

    Законы праздника

    Рав Элияу Ки-Тов,
    из цикла «Книга нашего наследия»

    Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

    Самоотверженность во имя Торы

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «О нашем, еврейском»

    Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

    Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

    Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

    Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.