Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
Тору должны изучать все. Женщины тоже обязаны знать Галаху и разбираться в повседневных практических аспектах иудаизма.

В наше время, даже в отсутствие Храма, царей и пророков, остается множество законов Торы, на которые опирается само существование нашего народа. Речь идет о заповедях, связанных с отношениями между людьми. Именно эти законы и заповеди поддерживают любую общину и весь мир в целом. Мы сталкиваемся с ними каждый день, ведь мы все время общаемся с людьми и решаем финансовые и имущественные вопросы.

Некоторые люди называют эти законы этикой, считая их чем-то общечеловеческим и естественным, заложенным в каждом из нас. Но Тора излагает их именно для того, чтобы человек учился поступать правильно, а не полагался каждый раз только на свою интуицию. Ненависть и месть, нанесение ущерба, проклятия, обман, уход от ответственности и отказ помочь ближнему, лицемерие и подхалимаж, попытки помешать другому, желание завладеть имуществом ближнего, отмывание денег, сплетни — все эти вещи запрещены Торой. Есть также повелительные заповеди: приветствие и прощание, обязанность судить о ближнем с хорошей стороны, оправдание его, прощение, любовь к ближнему, почитание отца и матери, уважение к мудрецам и старцам, левитам и коэнам.

Несмотря на то, что законы, связанные с разделом имущества, приводятся во всех подробностях в «Шульхан Арухе», основные заповеди, связанные с отношениями между людьми, остались наследием других книг, что и привело многих к неправильным выводам и установкам. То, что не записано в «Шульхан Арухе», люди автоматически относят к категории «необязательного». Так и к этим заповедям стали относиться как к рекомендациям для тех, кто достиг уровня праведников и чрезвычайно благочестивых людей. На самом же деле все эти заповеди были даны на горе Синай, и нельзя закрывать на это глаза.

Виленский Гаон писал: «Наше служение Всевышнему полностью зависит от того, насколько исправлены наши душевные качества. Они напрямую связаны с заповедями и являются главным показателем нашей связи с Творцом. Источник всех нарушений и грехов — это наши дурные качества, поэтому все наши стремления должны быть направлены на то, чтобы достичь духовного совершенства. Только это и поможет человеку обрести все необходимое. Если человек не приемлет эту идею, его жизнь не имеет смысла…»

Невозможно оспаривать важность законов, обеспечивающих нормальное сосуществование людей друг с другом. Мудрецы говорят об этом так: «Каждый, кто исполняет эти заповеди, получает награду не только в будущем мире, но и в этом материальном мире, — ведь только так он сможет жить в согласии со своими близкими и родственниками, избегая конфликтов и раздражения».

Незнание законов и нежелание изучать их приводит к множеству нарушений. Иногда причиной отказа и отхода от этих заповедей является ошибочное представление о форме исполнения или идеализация, когда сознание рисует нам нечто невыполнимое. Некоторые правила выглядят так, как будто требуют великой чистоты человеческой души. И некоторых это сразу наводит на мысль, что следовать им ежедневно и повсеместно просто невозможно.

Эта книга написана простым языком, чтобы каждый мог с легкостью усваивать материал и повторять его. Здесь приводятся только те правила и законы, которые каждый может использовать в своей жизни, не будучи знакомым со всеми тонкостями алахи[1]. Кроме того, приводится только то, что связано с практическими и привычными жизненными ситуациями.

(Если читателю важно знать, на какие источники в Торе мы опираемся, он может обратиться к полному изданию «Мишпатей а-Шалом» или к книге «Эмет Кне»).

***

Написано в Торе («Шмот», 19): «Так говори Дому Яакова и скажи Дому Израиля». Комментаторы объясняют, что первое обращение адресовано женщинам. Моше получил повеление, в первую очередь, рассказать женщинам об основных законах и положениях Торы. Именно женщина (как объясняет один из ранних комментаторов Рабейну Йона), создает фундамент и настоящую опору еврейского дома. Женщины отправляют детей в школу и следят за тем, чтобы те хорошо учились, встречают их по возвращении домой и рассказывают захватывающие истории. Именно они следят за тем, чтобы дети не занимались пустыми делами и развивают в них особый трепет перед Небесами и богобоязненность. Свет и тепло Торы передавались из поколения в поколение благодаря скромным и праведным женщинам.

Женщина не обязана учить Тору, но это не значит, что от нее не требуют знаний и развития. Мудрецы прошлых поколений уже обратили внимание на неправильное отношение к этому вопросу и не раз подчеркивали в своих книгах, что женщине тоже необходимо знать все, что касается алахи и базисных понятий, без которых она не сможет строить свою жизнь и поддерживать огонь веры. Теперь читатель не будет удивляться, когда услышит, как женщина говорит благословение на изучение Торы. Известно, что рав Йосеф Хаим Зоненфельд, раввин святого города Иерусалима, каждый день выделял полчаса на изучение первой части книги «Шульхан Арух» с женой. (Если бы он хотел просто уделить ей время, то, наверное, выбрал бы другую книгу или иное занятие.)

Ни один еврей не освобожден от заповеди учиться и познавать Божественную мудрость. Неважно, богатый он или бедный, здоровый или инвалид, ведь в Торе без всяких разделений сказано: «Занимайся этим {изучением Торы} и днем, и ночью». Но главное, конечно, не только учеба. Мы делаем акцент на осуществлении выученного, как написано в трактате «Авот[2]»: «Главное в учебе — практическая сторона». Человеку необходимо иметь перед собой материал, представленный в виде четких практических указаний. Именно такой мы и хотели сделать нашу книгу.

***

У евреев, незнакомых с традицией или отдалившихся от нее по той или иной причине, все равно остается связь с предками и Торой. Даже если они оставили свой народ, восстали и предали своих братьев, они не в состоянии стереть с себя имя «Исраэля» или освободить себя от обязанности соблюдать заповеди. Но поскольку они имеют иной алахический статус и разделяют другие ценности, иногда они теряют привилегию отношения к себе на том уровне, о котором говорится в Торе. Человек, не следующий законам Торы, не всегда называется «братом» или «ближним», с которым можно вести себя соответствующим образом, включая в личностные отношения все тонкости Божественной мудрости. Все в этом мире постигается только согласно нашим внутренним изменениям, и тот, кто не находится на должном уровне или не приемлет основные Божественные истины, не всегда может ожидать царского отношения к себе. При этом Тора ни в коем случае не говорит о вражде и борьбе с евреями, оставившими Тору, ведь в каждом человеке есть частица Божественного, и следует относиться к нему с уважением. Тора только показывает, что усовершенствование общины и межличностных отношений полностью зависит от нас самих.


[1] Алаха — конкретные, практические законы Торы.

[2] Трактат Мишны, посвященный исключительно еврейской этике.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.