Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Считается ли и сейчас в иудаизме, что глава семьи — непременно муж?

Темы: Муж и Жена, Роли супругов

Отложить Отложено

Считается ли и сейчас в иудаизме, что глава семьи — непременно муж? И какие конкретно права и обязанности обоих супругов подразумевает современный иудаизм? Лена, Беэр-Шева

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Лена,

Законы и установления Торы — не человеческое изобретение. Они были даны Творцом мира, Который обладает абсолютным знанием человеческой природы и людских потребностей. Поэтому, в отличие от человеческих законов и установлений, законы и установления иудаизма не изменяются со временем. Таким образом, когда речь идёт об отношениях между мужем и женой и об их обязанностях с точки зрения Торы, нам надо знать, что законы, которые работали тысячелетия назад, работают и сегодня, ведь природа мужа и жены не изменилась. И удивительно видеть, насколько эти древние законы отвечают нуждам современной семьи.

Теперь попытаемся ответить на Ваши вопросы.

Действительно, в еврейской семье муж является главой. Но это не означает, что он должен «подавлять» всех в доме; это означает, прежде всего, что жена должна оказывать ему уважение. Об этом пишет Рамбам (Законы супружества 15, 20): «Повелели мудрецы жене уважать мужа свыше всякой меры, и пусть будет на ней страх пред ним, и пусть делает всё в соответствии с его указанием, и пусть будет он в её глазах как вельможа или царь, пусть она поступает, как желанно его сердцу, и устраняет всё, что ему отвратительно». Т.е. женщина должна настолько уважать своего мужа, чтобы он был для неё подобен царю. И в силу уважения, которое она испытывает к нему, делать всё только в соответствии с его указанием. И если муж не сказал прямо, что следует поступить так-то и так-то, но жене известно, что таково его желание, она должна поступить так, как он хочет, — из любви и уважения.

Но уважение требуется не только от жены. Муж также обязан глубоко уважать свою жену, любить её и заботиться о её благе. Пишет Рамбам: «Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева».

В заключение Рамбам пишет: «И это обычай дочерей Израиля и сыновей Израиля, святых и чистых в своём супружестве, и с этими обычаями будет их совместная жизнь прекрасна и достойна похвалы».

В наше время, когда демократия является одним из наиболее почитаемых идолов, каждый из супругов провозглашается главой семьи. Отсюда берут начало многочисленные конфликты современной семьи: ведь каждый должен «подтвердить свой статус». Но жизнь показывает, что единства и взаимной любви в семье можно достичь только «по Рамбаму».

Что касается Вашего вопроса об обязанностях супругов в отношении друг друга.

Муж обязан доставлять жене пропитание, одежду; если жена заболела, муж обязан лечить её; если попала в плен — обязан выкупить её. Если жена умерла — обязан похоронить её. Интересно отметить, что одной из обязанностей мужа по отношению к жене является супружеская близость.

С другой стороны, муж получает в собственность те вещи, которые сделала его жена. Это право мудрецы дали ему «в обмен» на пропитание, которое он доставляет жене. Однако если жена не заинтересована в пропитании, которое доставляет муж, она вправе заявить: «Я не получаю пропитания и не произвожу вещей», и, тем самым, муж не будет иметь право в том, что сделал или заработала его жена. В противоположность этому, муж не имеет права отказаться «кормить» жену, даже если будет согласен отказать от права в деяниях ее рук.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Евреи! Почему, зная прописные истины семейного счастья, вы распространяете утопические идеи в СМИ?!

Материалы по теме


Написано в Торе (Ваикра, 23): «В сукках живите семь дней; каждый коренной житель в Израиле должен жить в суках, дабы знали ваши поколения, что в суках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта». Читать дальше