Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Больше всего следует заботиться о бедном мудреце, и надо давать ему столько, сколько ему подобает согласно требованию почитания его.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Что делать, чтобы молитва была принята?

20 мая 2009 года, темы: Мишлей, Молитва, Изучение Торы, Нефеш аХаим

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемый р. Реувен, как понимать притчу — «Кто отклоняет ухо свое от слушания Торы — даже молитва его мерзость» (Прит. 28:9). С ув., Игорь

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Игорь!

Можно объяснить слова царя Шломо в соответствии с их простым смыслом: если человек не хочет слушать голос Всевышнего, Который обращается к нам в Своей Торе, то и Всевышний не будет слушать его голоса, мера за меру.

Но в книге Нэфеш а-Хаим разъясняется значительно более глубокий смысл этого стиха.

Известно, что, в соответствии с Традицией, над нашим материальным миром существует бессчётное число миров духовных, которые являются корнем материального мира (см. статью иудаизм и колдовство).

Рав Хаим из Воложина пишет в своей книге Нэфеш а-Хаим:

«Сокрытый высший корень святой Торы находится очень высоко над всеми мирами, как сказал Аризаль. Но она как бы спускается на землю и освещает её славой своей. И передал её Он, благословен Он, нам и насадил среди нас, чтобы держались мы за Древо Жизни и поддерживали его. Поэтому сила и существование всех миров зависит только от того, насколько мы стремимся к Торе, занимаемся ею и размышляем о ней, и держится только на этом. Если мы занимаемся ею, и держимся за неё, и поддерживаем её так, как должно, не расслабляясь никогда, мы пробуждаем ёе высший корень — источник святости и благословения — и привлекаем благословение и вечную жизнь».

Основываясь на этом, рав Хаим продолжает — и говорит страшную вещь:

«Если бы в этом мире случилось так, что хотя бы одно мгновение евреи не учили Святую Тору и не размышляли над ней, немедленно в то же мгновение все миры были бы разрушены и полностью перестали существовать, не дай Б-г. Не так обстоит дело с другими заповедями, даже с заповедью молитвы, потому что если бы весь Израиль, не дай Б-г, перестал молиться Всевышнему, миры не вернулись бы из-за этого в состояние хаоса. Поэтому молитва называется у наших мудрецов “временной жизнью”, а Тора называется “вечной жизнью”, как сказано в Талмуде (Шабат 10) — Рава увидел, что рав Амнуна долго молится, и сказал: “Оставляет жизнь вечную и занимаемся временной жизнью?”. Потому что молитва исправляет (духовные) миры, добавляет святость и благословение в установленное для этого время. Однако изучение Святой Торы поддерживает саму жизненную силу и существование миров, чтобы они не были разрушены. Поэтому человек обязан заниматься ею и размышлять о ней каждое мгновение, всегда, чтобы поддерживать миры и сохранять их существование в каждое мгновение. Более того, что касается молитвы, её действие зависит только от изучения Святой Торы, потому что без изучения Торы, не дай Б-г, она просто не будет услышана, как сказано: “Кто отклоняет ухо своё от слушания Торы — даже молитва его мерзость”. И в книге Зоар, на главу Микец, сказано: “Тот, кто хочет, чтобы Святой, благословен Он, принял его молитву, пусть приложит усилия к изучению Торы, потому что она — Древо Жизни”».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Чем человек подобен Б-гу?

Материалы по теме


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше