Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чего не знал Адам?

Темы: Первородный грех, Наказание, Рав Реувен Куклин, Грех, Адам

Отложить Отложено

Здравствуйте.

Есть у нас с друзьями один спор вокруг Адама, Евы и Имени.

Адам и Ева получили от Имени наказ – не пробовать плода с запретного дерева. Не совсем понятно, на каком уровне своего \"развития\" они находились. Ясно одно – они не знали до этого понятия добра и зла, как и понятия \"наказание\". Похоже на то, что и понятие того, что нужно слушаться отца (под страхом наказания?) у них тоже отсутствовало. То есть они не знали, что ослушаться отца это \"плохо\". То, что случилось – Имя изгнал их из рая за то, что они не послушались Его. И если мы созданы по подобию Имени, то где логика в Его поступке? Какая мать (Отец) станет наказывать ребенка, который ничего не смыслит в своих поступках?

Опираясь на наши выводы, мы видим, что Его поступок лишен смысла.

Пожалуйста, по возможности, как можно понятнее объясните нам ситуацию.

Спасибо.

Глеб Травински, Хайфа.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Глеб!

Прежде, чем приступить к ответу на Ваш вопрос, приведу несколько общих положений, которые, может быть, помогут в понимании сказанного в Танахе.

  1. То, о чём говорится в Танахе, невозможно воспринимать как некие наивные рассказы, буквально. Зоар (Бэмидбар 154 б) говорит: "Да сгинет человек, утверждающий, что у рассказов Торы есть лишь поверхностный смысл. Ведь даже для обычного царя не будет почётно, если он станет излагать какие-то рассказы (в которых нет глубокого смысла), тем более, для Всевышнего, Царя царей. Каждое слово в Торе призвано сообщить нам какие-то глубокие вещи, поскольку рассказы Торы написаны не только для того, чтобы рассказать об определённых событиях, но и для того также, чтобы сообщить нам важные правила". Более того, нам не следует забывать слова Рамбана (Берешит 1:1), который говорит, что всё, написанное до главы Лех Леха, невозможно до конца понять из рассказа Торы (поскольку речь идёт о чрезвычайно глубоких вещах).
  2. Не любое действие, которое мы не способны постичь своим разумом, является бессмысленным. Иногда непонимание может лишь свидетельствовать об ограниченности человеческого восприятия. Тем более, когда идёт речь о действиях Творца, мудрость Которого безгранична. Всевышний свидетельствует (Йешая 55:9): «Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои – мыслей ваших».

Перейдём к ответу на Ваш вопрос.

Адам был одним из мудрейших людей в истории. Он знал, что необходимо слушаться Творца, и он знал, что за непослушание полагается серьёзное наказание. До того, как он съел плод древа познания добра и зла, он знал, что такое грех, но он не был связан с грехом, грех не был частью его (познание – "даат" – на святом языке означает «соединение»); поэтому у него была возможность уберечься от греха. Поскольку Адам не уберёгся от греха, он был наказан изгнанием из рая. Однако, подобно любящему отцу, который наказывает сына, чтобы воспитать его и направить на верный путь (сказано (Дварим 8:5): «…как наставляет человек сына своего, так Господь, Б-г твой, наставляет тебя»), Всевышний наказывает человека, чтобы дать ему возможность исправиться. Ради этого Адам был изгнан из рая – чтобы путём самосовершенствования поднять себя заново до того духовного уровня, на котором был до греха, и тогда он будет достоин вернуться в рай.

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:

Что значит жизнь, смерть, Древо жизни, Древо познания?

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.