Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а
Тема

Святость плодов Израиля

Земля Израиля изначально была создана Всевышним как место, обладающее невероятной духовной энергетикой, где при желании можно достичь самого высокого уровня служения Ему. В этой Земле должен был находиться Храм — место Б-жественного присутствия, жить народ, избранный Создателем для исполнения особой миссии в мире. В ней также должны соблюдаться Его особые предписания, которые невозможно исполнить в любой другой точке мироздания. Святость этой Земли проявляется во многих сферах жизни. В этой статье мы предельно кратко рассмотрим один из «аспектов» этой святости — статус плодов, выросших на этой Земле.

Оглавление

Вступление [↑]

Об особенных свойствах плодов Земли Израиля много сказано в древних источниках: об их прекрасном вкусе, невероятных размерах, благоприятном воздействии на душу, на разум, на физическое состояние человека. И, поскольку это необычные плоды необычной Земли, их использование регулируется особыми законами.

Наши мудрецы говорят, насколько важны заповеди, связанные с Землей Израиля. Так, в Вавилонском Талмуде (Сота 14а) приведены слова раби Симлая (аморай второго поколения): «Почему учитель наш Моше так стремился войти в Землю Израиля? Чтобы есть плоды, выросшие в ней, или насыщаться другими ее благами? Конечно же, нет. Вот что сказал Моше: “Многие из заповедей, которые получили сыны Израиля, можно исполнить, только находясь в Святой Земле. Войти бы мне в эту Землю, чтобы выполнить их…”». В Иерусалимском Талмуде (Маасрот 3:1) рассказано, как Раби Акива покупал несколько видов фруктов и овощей (хотя ему было достаточно одного) только для того, чтобы отделить десятину (маасэр) от каждого вида в отдельности.

Подчеркнем, что границы Земли Израиля, внутри которых действуют заповеди о плодах, связанные с ее святостью, не всегда соответствуют современным границам государства Израиль.

Законы о плодах Земли Израиля необходимо знать не только израильтянам, но и жителям диаспоры, т. к. некоторые ограничения распространяются и на плоды, выросшие за пределами Земли Израиля, а также потому, что на рынки разных стран мира в большом количестве поступают плоды, выращенные в Израиле.

Ниже мы перечислим заповеди, законы и обычаи, связанные с плодами Земли Израиля, и основные принципы их исполнения. Определяющей датой для многих из них является 15 число месяца Шват (или «Ту биШват»). Этот день в еврейских источниках известен как «новый год деревьев». В древних книгах упоминается обычай, связанный с этим днем, которого вначале придерживались, в основном, ашкеназские евреи. Позже он широко распространился и в сефардских общинах. Этот обычай принят повсеместно в наши дни: 15 Швата устраивают праздничную трапезу, во время которой едят различные виды плодов, которыми славится земля Израиля, произнося соответствующие благословения. Когда говорят о «плодах, которыми славится Земля Израиля», имеют в виду стих Торы «Земля пшеницы и ячменя, и винограда, и инжира, и граната, земля оливкового масла и (финикового) меда» (Дварим 8:8).

Общий смысл заповедей, связанных с Землей Израиля [↑]

Соблюдение заповедей, связанных с Землей Израиля, — наша «декларация» о том, что земля и всё, что на ней, принадлежит Всевышнему. Соблюдая эти заповеди, мы как бы заявляем: только Всевышний решает, как распоряжаться землей, которую Он доверил нам, и ее плодами. Демонстрируя, что Всевышний является Хозяином земли, мы приближаем окончательное избавление, когда слава Творца раскроется полностью.

Благословения на плоды, которыми славится Земля Израиля [↑]

Если собираются есть пищу нескольких видов, на которые произносят одно и то же благословение, вступают в действие правила очередности: на какой из них благословение произносится раньше. Это зависит от места продукта в «иерархии», и на первом месте — плоды, которыми славится Земля Израиля.

Очередность между самими этими плодами, в свою очередь, зависит от того, насколько близко этот плод упомянут к слову «земля», употребленному первый или второй раз в стихе из Дварим (8:8). Поэтому «иерархия» злаков такая: пшеница, а затем ячмень. «Иерархия» плодов дерева: маслина, финик, виноград, инжир, гранат.

Таким образом, если едят пищу нескольких видов, на которые произносят благословение «…Сотворивший плод земли» («Борэ при а-адама»), и один из этих видов — воздушная пшеница, то, поскольку пшеница — одна из семи культур, которыми славится Земля Израиля, благословение следует произнести именно на нее.

Рожь, полба и овес не упомянуты в стихе, но они являются разновидностями пшеницы и ячменя: полба — разновидность пшеницы, а рожь и овес — разновидности ячменя. «Иерархия» пяти видов злаков такая: пшеница, ячмень, полба, рожь, овес.

Если человек съел определенный объем пищи, он произносит благословление после еды. После плодов, которыми славится Земля Израиля, произносят: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, за дерево и за плод дерева…» («аль а-эц вэ-аль при а-эц»).

«Трумот» и «маасрот» [↑]

От плодов, выросших в Земле Израиля, необходимо отделять установленные доли на различные цели. Существует пять таких долей: «трума гдола», «маасэр ришон», «трумат маасэр», «маасэр шени» и «маасэр ани». Трума гдола («великое возношение») — это часть урожая, предназначенная коэну. Об этой заповеди в Торе сказано: «А вот что должно быть положено священникам (коэнам) от народа… Начатки от хлеба твоего, вина твоего и оливкового масла твоего… отдавай ему» (Дварим 18:3, 4).

Маасэр ришон — «первая десятина», которую отделяют левитам, как сказано: «А сынам Леви вот, дал Я всякую десятину от Израиля в удел…» (Бемидбар 18:21).

Трумат маасэр («возношение десятины») — десятина, которую левиты, в свою очередь, отделяют от полученной ими десятины коэну, как сказано: «И Господь сказал Моше, говоря: Левитам же говори и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израиля десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите от нее воздаяние Господу: десятину с той десятины» (там же, 25, 26).

Маасэр шени — «вторая десятина», одна десятая урожая, оставшаяся после отделения трума гдола. Во времена Храма хозяева ели ее в Иерусалиме в ритуальной чистоте, а в наши дни ее отделяют и «выкупают» — «переводят» святость плодов на мелкую монету. Об этом в Торе сказано: «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего, который приходит с поля ежегодно. И ешь пред Господом, Б-гом твоим, на том месте, которое Он изберет для водворения имени Своего; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея (оливкового масла) твоего…» (Дварим 14:22, 23).

Маасэр ани — «десятина бедного». Это десятина, которую передают неимущим, как сказано: «К концу трех лет выноси всякую десятину плодов твоих… Дабы пришел Левит, ибо нет ему части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, что во вратах твоих, и ели, и насыщались…» (там же, 28, 29).

Не все эти доли отделяют от урожая в один год. Для заповедей, связанных с Землей Израиля и ее плодами, существует деление на семилетние циклы. От плодов урожая первого, второго, четвертого и пятого годов семилетнего цикла, кроме великого возношения (трума гдола), первой десятины (маасэр ришон) и возношения десятины (трумат маасэр), отделяют вторую десятину (маасэр шени).

От плодов урожая третьего и шестого годов, кроме великого возношения, первой десятины и возношения десятины, отделяют также десятину бедного (маасэр ани). От урожая плодов седьмого, завершающего года цикла по закону не отделяют ничего. Но здесь существуют некоторые исключения, о которых необходимо говорить отдельно.

Принадлежность плодов к тому или иному году определяется по сроку образования завязей («ханата»), т.е. по времени опадания цветков, находившихся на месте будущего плода. Если завязи образовались до 15 Швата после завершения года шмиты, то плоды являются плодами первого года и от них отделяют маасэр шени. Если завязь образовалась после 15 Швата второго года после шмиты, то это плоды третьего года и от них отделяют маасэр ани. И т.д.

Трумот и маасрот отделяются только от плодов Земли Израиля. От таких плодов необходимо отделить трумот и маасрот, даже если их экспортировали за границу.

Перед седьмым днем Песаха четвертого и седьмого года цикла исполняют заповедь биур маасрот — «уничтожение десятин». Т. е. раздают все доли «адресатам» или уничтожают, как сказано: «К концу трех лет выноси всякую десятину плодов твоих того года и клади во вратах твоих. Дабы пришел левит, ибо ему нет удела с тобой, и пришелец, и сирота, и вдова, что во вратах твоих, и ели и насыщались…» (Дварим 14:28, 29).

Во времена Храма каждый отделял в этот день от своих плодов все предписанные доли (трумот, маасрот, халу, бикурим), передавал их по назначению, после чего произносил соответствующие стихи из Торы (там же 26:13, 14).

В наше время невозможно отделить все доли, как полагается по Торе, поэтому исполнить заповедь биур маасрот также невозможно. Но и сегодня необходимо отделить всё, что можно. А после этого многие также читают стихи из Торы, но это уже только напоминание о заповеди, а не декларация о ее исполнении.

Орла [↑]

Плоды, выросшие в первые три года после посадки дерева (иногда и выросшие в первые три года после пересадки дерева или прививки одного дерева к другому), называются «орла» («необрезанными»). Любое их использование запрещено. О запрете «орла» сказано в Торе: «И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его за необрезанные; три года да будут они для вас необрезанными (орла), не должно есть их» (Ваикра 19:23).

«Годы жизни» дерева с точки зрения законов «орла» начинают отсчитывать с первого Тишрея. Деревья, посаженные за 44 дня до этого числа, принадлежат прошлому году. Другими словами, если со времени их посадки до первого Тишрея прошло более 44 дней, считается, что этому дереву год. И, следовательно, через два года его плоды будут разрешены.

Когда после первого Тишрея начинается отсчет третьего года жизни дерева, от того, когда образовались завязи его плодов, зависит, какому году принадлежат эти плоды. Если завязи образовалась до 15 Швата, то плоды этого урожая принадлежат третьему году и запрещены, а если после 15 Швата, то плоды принадлежат четвертому году и разрешены.

Как мы видели, «орла» — плоды Земли Израиля, выросшие в первые три года после посадки дерева, запрещены Письменной Торой. Согласно Устной Торе, запрет «орла» — с некоторыми изменениями — распространяется и на плоды, выросшие в диаспоре.

Нэта рэваи [↑]

Плоды, вырастающие на дереве в четвертый год после его посадки (после трех лет «орла») называются «нэта рэваи», с ними поступают так же, как со второй десятиной: в наши дни их «выкупают», «переводя» их святость на мелкую монету, после чего они разрешены. В Торе об этом сказано: «А в четвертый год все плоды его посвящены восхвалению Господа» (Ваикра 19:24). Законы нэта рэваи по Торе распространяются только на плоды Земли Израиля, но мудрецы постановили частично учитывать их и в странах диаспоры.

Бикурим [↑]

Во времена Храма существовала обязанность приносить туда небольшое количество первых плодов нового урожая — от пшеницы, ячменя, маслин, винограда, инжира фиников и гранатов, выросших в пределах Земли Израиля. Это заповедь Торы: «Первые плоды нового урожая земли твоей приноси в дом Господа, Б-га твоего» (Шмот 23:19). Принадлежность плодов к тому или иному урожаю устанавливается так: если завязи образовались до 15 Швата, плоды принадлежат к одному урожаю, а если после 15 Швата — к другому. Определение урожая имеет принципиальное значение для выполнения заповеди бикурим (первинок, первых плодов). Бикурим одного урожая запрещено принести в счет бикурим другого.

Держа корзину с первыми плодами на плече, человек, входил в Храм, снимал корзину с плеча и, держа ее снизу, вместе с коэном перемещал вправо, влево, вперед, назад, вверх и вниз, читая при этом «Видуй бикурим» («исповедь» или «декларацию» приносящего первые плоды; Дварим 26:2-10).

После завершения «Видуй бикурим» хозяин передавал корзину с плодами коэну, кланялся Всевышнему и выходил. Коэн относил корзину к жертвеннику и ставил ее с южной стороны его юго-западного угла. Он приносил голубей и горлиц в жертву всесожжения (клетки с птицами подвешивали к корзине с плодами и вместе с бикурим передавали коэнам). Перед выполнением заповеди есть бикурим коэн произносил специальное благословение. Эти плоды следовало есть внутри крепостных стен Иерусалима.

Хала [↑]

Заповедь особым образом отделять от теста халу возложена на женщину. Отделяя халу, еврейская женщина исправляет грех Хавы, которая, дав запретный плодАдаму, принесла смерть в мир. Заповедь отделения халы выполняется так: от замешанного для выпечки теста определенного объема отделяют небольшую часть, чтобы дать ее в подарок коэну, как сказано: «От начатков теста вашего отдавайте Господу возношение во все поколения ваши» (Бэмидбар 15:21).

Халу отделяют только от теста из муки пяти видов злаков: пшеницы, ржи, полбы, ячменя и овса. Заповедь Торы — отделять халу только от теста, замешанного в Земле Израиля. Мудрецы постановили отделять халу и от теста, замешанного в других землях.

Тора не указывает, каков должен быть конкретный объем отделяемой халы; даже если от теста отделить совсем немного, заповедь будет выполнена. В те времена, когда было возможно ритуальное очищение, халу передавали коэнам. Сегодня, когда мы все пребываем в состоянии ритуальной нечистоты, халу не передают коэну, а сжигают или уничтожают другим способом.

Штэй а-лэхем [↑]

Во времена Храма существовала обязанность приносить туда в Шавуот специальное мучное приношение — два хлеба, выпеченные из муки пшеницы нового урожая («штэй а-лэхем»). Это заповедь Торы: «А в день первых плодов, когда приносите новое приношение хлебное Господу в седмицы (недели) ваши, священное собрание да будет у вас…» (Бэмидбар 28:26). Два хлеба выпекали из пшеницы нового урожая, выросшей именно в Земле Израиля. Пока не исполнена заповедь о двух хлебах, в Храм не жертвовали никаких других приношений, содержащих пшеницу, масло или вино из плодов нового урожая.

Как готовили эти два хлеба? Собирали три сэа пшеницы нового урожая (по одному мнению 43.2 л., по другому — 24.87 л.). Зерна многократно (300 раз) протирали и тщательно (500 ударов) молотили. Это делали для того, чтобы зерна полностью очистились от оболочек. Очищенное зерно мелко размалывали и просеивали через двенадцать сит, некоторые из которых были с крупными ячейками, а некоторые — с мелкими.

От муки, предназначенной для выпечки хлебов, отделяли халу, а трумот и маасрот не отделяли. От тщательно просеянной тончайшей муки брали часть объемом в исарон (по одним мнения 4.32 л., по другим — 2.489 л.), чтобы замесить один из хлебов, а затем брали такой же объем муки, чтобы из нее отдельно замесить второй хлеб.

Штэй а-лэхем выпекали из квасного теста, для которого использовали специально приготовленную закваску высокого качества. После того, как двум хлебам, замешанным по отдельности, придавали нужную форму, их вносили на территорию Храма (азара) и выпекали по отдельности в храмовых печах.

Каждый хлеб имел форму параллелепипеда длиной в семь тфахим (ладоней; по одному мнению 67.2 см., по другому 56 см.), шириной в четыре тэфаха (по одному мнению 38.4 см., по другому — 32 см.) и высотой в четыре эцба (пальца; по одному мнению 9.6 см., по другому — 8 см.).

Коэн брал двух овец, приносимых в качестве жертвы мирной, и дважды «возносил» (поднимал) их вместе с хлебами: один раз — когда они были живы, второй — после того, как их зарезали и разделили на части. В первом случае коэн поднимал двух живых овец вместе с двумя хлебами и перемещал их в воздухе в направлении четырех сторон света, а также вверх и вниз. После того, как овец резали, очищали и разделывали, коэн клал на ладони грудинки и по одной верхней части задней правой ноги каждой овцы и вместе с двумя хлебами возносил их и перемещал в воздухе так же, как и в первый раз: вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз. Затем на жертвеннике воскуряли внутренние органы овец, а их мясо и два хлеба передавали коэнам. Причем один из двух хлебов предназначался первосвященнику, а второй — всем остальным коэнам, служащим в Храме. Мясо и хлеб коэны должны были успеть съесть до полуночи и исключительно на территории Храма, во внутренней его части, то есть за стенами азары.

Хадаш и жертвоприношение омер [↑]

Во времена Храма до принесения жертвы омер было запрещено употреблять в пищу блюда из «новой» муки — муки из злаков нового урожая (хадаш). В Торе о запрете хадаш сказано: «И сказал Господь Моше, говоря: Говори с сынами Израиля и скажи им: когда придете в землю, которою Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то приносите омер из начатков жатвы вашей к священнику (коэну)… Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня, пока не принесете этой жертвы…» (Ваикра 23:10-14).

Здесь речь идет о колосьях пяти видов культур: пшеницы, ржи, полбы, ячменя и овса. В наши дни, пока еще нет Храма, блюда из муки нового урожая разрешено есть, начиная с ночи 17-го Нисана. Согласно многим мнениям, запрет хадаш распространяется и на злаки, выросшие в странах диаспоры.

Заповедь приношения омера, о которой говорилось в приведенных выше стихах Торы, также связана со святостью плодов Земли Израиля, т. к. принести омер можно только из муки, смолотой из ячменя, выросшего в Земле Израиля.

Во времена Храма после завершения первого дня Песаха, то есть ночью 16-го Нисана — неважно, выпадало это число на будний день или на субботу, — народ выходил за пределы Иерусалима, чтобы скосить ячмень для мучного приношения омер. Три человека тремя серпами косили 3 сэа ячменя нового урожая.

Скошенный ячмень клали в три корзины. Корзины приносили в Храм, где ячмень молотили, отбирали зерна, прокаливали их на огне, мелко мололи, после чего муку просеивали поочередно в тринадцати ситах. Затем отделяли часть этой самой отборной муки объемом в исарон или в омер (по одному мнению 4.320 л., по другому — 2.489 л.). Муку тщательно перемешивали с оливковым маслом (количество масла — лог, по одному мнению 0.6 л., по другому — 0.3456 л.). На замешанное тесто сверху помещали немного благоухающей древесной смолы (левона).

Стоя рядом с жертвенником, коэн водил сосудом с мучным приношением вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз. Часть муки вместе с благовонной смолой воскурялась на жертвеннике, а из оставшейся муки коэны, служившие в эту смену, готовили себе мучные изделия.

Шмита [↑]

Для выполнения заповедей, связанных со святостью Земли Израиля и ее плодов, как упоминалось, установлены семилетние циклы. Каждый седьмой год такого цикла называется в Торе «шмита». Использование плодов, освященных святостью седьмого года, регулируется рядом законов.

Соблюдение седьмого года — заповедь Торы: «И сказал Господь Моше на горе Синай, говоря: Говори сынам Израиля и скажи им: когда придете в землю, которою Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезай виноградник твой и собирай плоды ее (земли). А в седьмой год суббота покоя да будет для земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя да будет для земли. И да будет суббота земли (плоды седьмого года) вам в пищу, тебе и рабу твоему и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя. И скоту, и зверям, которые на земле твоей, да будет весь урожай (седьмого года) ее (земли) в пищу» (Ваикра 25:1-7).

Определить место того или иного года в семилетнем цикле просто. Если «порядковый номер» года делится на семь без остатка, — значит, это год шмиты. Если же число, обозначающее «номер» года от сотворения мира, не кратно семи, то остаток, который получается при его делении на семь, — порядковый номер данного года в семилетнем цикле.

В седьмой год запрещено сеять любые злаки, сажать, прививать, пересаживать деревья. Запрещена любая обработка земли и растений, призванная улучшить их качество. Так, например, запрещены: пахота, купирование, сбор урожая общепринятым способом, полив, прополка, опрыскивание, удобрение почвы, окучивание, стрижка кроны, поддержка саженцев и др.

Использование плодов урожая седьмого года регулируется целым рядом законов и постановлений. Хозяева должны относиться к этим плодам как к имуществу, которое никому не принадлежит. Существуют законы о самосевках, порче плодов седьмого года, о вывозе их за пределы Земли Израиля. Есть определенные ограничения в купле-продаже плодов седьмого года. Существует заповедь «биура» этих плодов. Приобретая продукты растительного происхождения, необходимо быть уверенным, что они не были обработаны, выращены, собраны и проданы в нарушение законов шмиты.

Йовель [↑]

Тора предписывает отсчитывать каждый пятидесятый (или юбилейный) год, следующий сразу после седьмой шмиты. В такой год действует ряд особых заповедей и запретов. В частности, запрещены работы по удобрению земли и подготовке ее к посеву, как и в год шмиты. Законы, регулирующие использование плодов пятидесятого года, также идентичны законам использования плодов седьмого года.

В Торе о юбилейном годе сказано: «И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семь лет, и выйдет у тебя времени семи этих субботних лет сорок девять лет. И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в день искупления вострубите в шофар по всей земле вашей… Юбилеем (йовелем) да будет у вас этот пятидесятый год: не сейте и не жните того, что само вырастет на земле, и не снимайте винограда с охранявшихся (вами) лоз. Ибо это юбилей; священным да будет он для вас; с поля ешьте плоды его» (Ваикра 25:8-11).

Килаим [↑]

Еще одна тема, которую следует упомянуть, когда речь идет о плодах Земли Израиля, — это запрет скрещивания разных видов растений — запрет килаим. В Торе об этом сказано: «…поля твоего не засевай двумя родами семян…» (Ваикра 19:19). И еще сказано: «Не засевай в винограднике твоем злаковых семян, а то освятятся (запрещены будут для использования) и урожай посева, который посеешь ты, и плоды виноградника» (Дварим 22:9).

Существует три вида килаим: «кил-эй а-зраим», «кил-эй а-керэм» и «кил-эй иланот». Запрет кил-эй а-зраим — это запрет сеять вместе или даже поблизости друг от друга два или более вида злаков, овощей, бобовых, зелени и специй. Запрет кил-эй а-керэм — запрет сеять даже один вид специй, зелени, злаков, бобовых или овощей вблизи от виноградной лозы и, наоборот, сажать виноградную лозу вблизи от перечисленных культур. Запрет кил-эй иланот — запрет скрещивать между собой разные виды плодовых деревьев, а также плодовое дерево с неплодовым деревом.

Плоды, выращенные в результате нарушения запретов кил-эй зраим и кил-эй иланот, постфактум разрешены. Плоды, выросшие в результате нарушения запрета кил-эй а-керэм запрещено использовать в любой форме, их необходимо сжечь. Запреты кил-эй а-зраим и кил-эй а-керэм по Торе действуют только в Земле Израиля. Мудрецы распространили запрет кил-эй а-керэм и на другие места.

Подарки нуждающимся [↑]

Тора заповедовала оставлять на полях и в виноградниках некоторое количество плодов для неимущих. Это пять заповедей, их названия: пэа («край»), шехиха («забывание»), лэкет («опавшее»), пэрэт («отдельные ягоды») и олелот («разрозненные грозди»).

В Торе о них сказано следующее: «А когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и опавшего при жатве твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай (лё тэолель) дочиста, и оставшихся отдельных ягод в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их» (Ваикра 19:9, 10). И еще сказано: «Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его: для пришельца, сироты и вдовы да будет он… Когда обивать будешь маслину твою, то не обирай за собою оставшихся плодов: для пришельца, сироты и вдовы да будет это. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не добирай остатков за собою: для пришельца, сироты и вдовы да будет это» (Дварим 24:19-22).

Хозяева виноградников могут исполнить четыре из этих заповедей: пэа, шехиха, пэрэт и олелот; хозяева полей — три: пэа, шехиха и лэкет; хозяева плодовых деревьев — две: пеа и шехиха. Эти заповеди по Торе действуют только в Земле Израиля, но мудрецы частично распространили их и на другие земли.

Исполнение заповеди пэа заключается в том, чтобы оставить для неимущих часть урожая на краю поля или немного плодов на дереве. Заповедь шехиха — оставить нуждающимся то, что хозяин забыл скосить на своем поле, или те снопы, которые он забыл на поле, когда собирал урожай. Или те плоды, которые хозяин сада забыл снять с дерева, и те емкости с плодами, которые он забыл в саду, когда увозил собранный урожай. Заповедь лэкет — оставить нуждающимся упавшие во время покоса колоски. Заповедь пэрэт — оставить нуждающимся отдельные ягоды во время сбора винограда. Заповедь олелот — оставить нуждающимся разрозненные грозди во время сбора винограда.

Выводить материалы

Талмуд. Трактат Рош аШана 25. Новый год деревьев. Лист 10-«А»

Рав Мендель Агранович,
из цикла «Талмуд, Трактат Рош аШана»

Оливки

Алексей Брянский

В России плоды масличного дерева традиционно называют оливками, если они зеленые, и маслинами — если черные. Во всем мире оба вида именуются оливками. Оливки являются одним из 7 плодов Израиля. Как оливки дают масло только под прессом, так и мы проявляем лучшее в нас только под давлением жизненных испытаний и внутренних противоречий.

Айва

Алексей Брянский

Айва древний фрукт, которому более 4000 лет. Терпкий на вкус, произрастал в Азии. От греков пристрастие к айве досталось римлянам, и они распространили его по Европе, а также завезли в Израиль. 

Желуди

Алексей Брянский

Дубы занимают важное место в растительности Израиля. В основном можно выделить 6 наиболее используемых видов дубов. Дуб калепринский — колючий, вечнозелёный, растущий как на севере так и в центре страны; дуб галловый; дуб черешковый — используется в настоящем времени в городском озеленении Иерусалима, Ариэля; дуб таборский; дуб австрийский, растущий на Голанах вокруг Хермона; дуб каменный вечнозелёный.

«Бикурим» и десятина бедным. Дварим 49

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Дварим»

Красный виноград

Алексей Брянский

Безрадостная жизнь может быть полной, но это будет мелкая жизнь: все, вроде бы, на месте, но очень поверхностно. Виноград символизирует элемент радости в нашей жизни — той радости, которая стимулирует наши возможности и добавляет глубину, цвет и энергию всему, что мы делаем.

Сабрес или опунция

Алексей Брянский

Опунция настолько привычна в израильском пейзаже, что тяжело поверить, что родина этого растения Мексика. Сама опунция распространятся в нашем климате не может. Она растет только там, где ее посадил человек, но уж где растет, там от нее крайне сложно избавиться. Плоды едят в обычном виде, а также делают из них варенье и сок. 

Помело

Вадим Левин

Плод помело — самый крупный среди цитрусовых. Масса плода может достигать 10 кг, диаметр — 30 см.

Слова молитвы на иврите 10. Благословение «Меэйн шалош»

Рав Арье Цукерман,
из цикла «Слова молитвы на иврите»

Гранат

Вадим Левин

В ТаНаХе гранат называется в числе семи видов растений, ставших символами плодородия Эрец Исраэль. В одном из мидрашей гооврится, что число семечек граната равно 613-ти, что соответствует количеству заповедей в Торе. Израиль сравнивается с гранатом — подобно этому плоду, он преисполнен добрыми деяниями. Изучающий Тору должен уподобиться гранату — принимать в пищу только сладкий плод и отбрасывать горькую кожуру.

Миндаль

Алексей Брянский

Миндаль часто причисляется к орехам, хотя на самом деле он является косточковым плодом. По величине и форме миндаль похож на персиковую косточку. Тот миндаль, который мы употребляем в пищу называется сладким. Как видно на фото, кожура орехов давно высохла и потрескалась, окрасившись в черный цвет. Это значит, что миндаль давно нужно было снять с дерева. 

Лимоны

Алексей Брянский

В Израиле есть разные виды лимонов. Фрукт сочный и кислый. Доступен на рынке почти во все месяца года, но основной сбор урожая происходит между октябрём и апрелем.