Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Надо ли любить тех, кто нас ненавидит?

Темы: Ненависть, Реувен Куклин, Любовь, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Я еще не сильно знаком с учением Торы, поэтому решил спросить Вас — есть ли в учении нашей Торы, в ее письменной или устной части, в словах мудрецов или раввинов прежних или нынешних времен прямое высказывание, что надо учиться любить в сердце даже тех, кто нас обижает, даже тех, кто нас сам не любит? Меня интересует любое высказывание наших учителей прямым текстом, указывающее явно, что надо воспитывать в себе такую любовь, хотелось бы самому взглянуть то место в учении, где это приведено.

Элияhу Б., Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Элиягу!

Конечно, существует мицва любить и того, кто нас ненавидит, поскольку мицва «люби ближнего, как самого себя» относится к каждому человеку, и даже к тому, кто нас ненавидит.

Более того, это способ добиться того, чтобы те, кто нас ненавидит, вновь нас полюбили, как написано в книге Мишлей (27, 19): «Как (в) воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку», т.е., как человек относится к своему ближнему, так его ближний будет относиться к нему. Также рассказывают наши мудрецы, благословенна их память, об Аароне (Авот де-рабби Натан, 12), что, когда он встречал двоих людей, ненавидящих друг друга, то шёл к одному из них и рассказывал, что его ненавистник на самом деле любит его (хотя это и было неправдой, он делал это ради установления мира), и тогда тот человек остывал от своей ненависти и начинал любить своего ближнего, как прежде. И это разъясняется во многих местах в Письменной и Устной Торе, я цитирую некоторые из них:

  • 1. В Торе сказано (Шмот 23, 5): «Если увидишь, что осёл врага твоего лежит под ношею своею, разве оставишь его без помощи? Помоги непременно: развьючьте осла вместе», т.е. мы обязаны помочь и тому, кто нас ненавидит. А в Талмуде (трактат Бава Меция 32 б) сказано, что если два человека нуждаются в помощи, один — ненавистник, а другой — друг, мицва помочь ненавистнику прежде.
  • 2. В Торе (Ваикра 19, 18) сказано: «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя», т.е., если кто-то поступил с нами плохо, мы не должны припоминать ему это в сердце, а, наоборот, должны любить его, и см. Талмуд, трактат Йома 23а.
  • 3. Царь Давид сказал о своих врагах (Тэилим 35, 13): «А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою! А молитва моя — пусть бы вернулась она в лоно моё (ко мне)!», т.е. если они болели, он постился и молился об их выздоровлении.
  • 4. И в Мишлей сказал Царь Шломо (24, 17): «При падении врага твоего не радуйся, и, если споткнулся он, да не возликует сердце твоё».
  • С уважением,

    Реувен Куклин

    Читайте: Любовь и ненависть

    Материалы по теме


    Фараон — «паро», как его называет Тора — у еврейских мудрецов считается олицетворением дурного начала, сил духовной нечистоты. Конечно, скорее всего за фигурой фараона Пятикнижия стоит вполне реальная историческая личность (правда, до сих пор ведутся споры, при каком именно из известных нам фараонов Древнего Египта происходили события Исхода). Но наши мудрецы говорят, что «фараон» может просыпаться в каждом из нас. Читать дальше