Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чем провинились колена, которым выпало произносить проклятия на горе Эйваль?

Темы: Земля Израиля, Яаков, Заповеди, Благословения, Проклятие, Колена Израиля, Комментарии

Отложить Отложено

Не так давно мы читали в Торе главу Ки таво. Если можете, то помогите растолковать эту интересную (так мне кажется) проблему:

1. Какая символика скрыта в горах Гризим и Эйваль?

2. Какая символика в расстановке колен Израиля по этим горам? За какие «заслуги» коленам Реувена, Гада, Ашера, Звулуна, Дана и Нафтали выпало произносить проклятия? Чем они так провинились? Что за тяжелая доля им выпала?

Ведь в напутствиях, которые дал коленам Израиля наш праотец Яаков, а позже и Моше, эти их грехи не прослеживаются!

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете важный вопрос. А отвечает на него рав Шимшон Рефаэль Гирш.

Эти две горы, Гризим и Эйваль, были совершенно различны по своему виду: Гризим — вся заросшая зеленью, Эйваль — бесплодный камень, без растительности. Но стояли они рядом, поэтому невозможно было объяснить их различия климатом. Та же температура, те же дожди — или их отсутствие. Так что дело не во внешних факторах, а в том, что Б-г решил: одна будет цвести, а другая не будет.

Поэтому они символизируют соответственно благословения и проклятья. Вне зависимости от внешних факторов, тот, кто благословен Б-гом, будет процветать, а тот, кто проклят, не будет.

А благословения и проклятья, в свою очередь, зависят от выполнения заповедей. Сами-то горы неодушевленные и не могут быть ни благословенны, ни прокляты. Они просто служат наглядной иллюстрацией, «картинкой»: вот так выглядит благословение, а вот так проклятье, и зависят они не от внешних факторов, а от самих людей, от соблюдения ими заповедей.

Такая иллюстрация была дана всему народу при вступлении в Землю Израиля, чтобы все помнили, на каком условии она им дана, и усвоили, какие благословения и проклятия могут их ждать в зависимости от качества служения Б-гу.

Теперь о размещении колен по этим горам.

Прежде всего, то, что определенные колена поставили на горе Эйваль, конечно, не означает, что они каким-то образом заслужили проклятья. Ведь согласитесь, даже простой смысл текста этого не подразумевает: то, что они произносят проклятья, еще не означает, что они их и заслуживают. Заслуживает их тот, о ком они говорят: «Проклят тот, кто сделает изваяние» и т. д. Они же просто провозглашают.

Более того, произносят не только эти колена, но и весь народ, стоящий на обеих горах. Именно так сказано в мишне (трактат Сота 7:5), приведенной Раши (комментарий к Дварим 27:12): сначала левиты поворачивались к горе Гризим и произносили благословения: «Благословен тот, кто не сделает изваяние» и т. д. И весь народ говорил «Амен», таким образом, как бы тоже это произнося. Весь народ: колена, стоявшие на обеих горах. А затем левиты поворачивались к горе Эйваль и произносили: «Проклят тот, кто сделает изваяние» — и опять весь народ отвечал «Амен», включая тех, кто стоял на горе Гризим.

Далее опять объясняет рав Шимшон Рефаэль Гирш: колена разместили именно так, чтобы не создавать впечатление, что те, кто стоит на горе Эйваль, каким-то образом «хуже» и больше заслуживают проклятье, чем другие.

Если среди колен и были когда-либо ошибочные чувства, что одни из них «хуже» других, то их питали сыновья праматери Леи в отношении сыновей служанок Билы и Зильпы. Потому что последние, хотя и были сыновьями Яакова, не были «напрямую» сыновьями праматерей Рахели и Леи.

А полноценными членами еврейского народа они были потому, что их биологические матери — служанки праматерей — отказались от своего «я» и превратили себя в «продолжение» праматерей: полностью переняли их характер, со всеми достоинствами. Поэтому и сыновья, которых они родили и воспитали, стали полноценными родоначальниками колен: пусть не биологически, но в духовном плане Рахель и Лея были их матерями.

Поэтому после смерти Рахели Яаков стал предпочитать Билу, которая во всем напоминала ему Рахель: уж если нет «оригинала», то хотя бы «копию». И ей же доверил воспитание сына Рахели Йосефа (Раши к Берешит 37:10), которого на тот момент больше всех любил и считал своим самым обещающим и перспективным потомком.

Поэтому Йосеф, хотя и был биологическим сыном одной из праматерей, хорошо знал, насколько высок духовный уровень служанок, и с их биологическими детьми дружил (Берешит 37:2). А вот сыновья Леи порой смотрели на детей служанок свысока и называли их «слугами», о чем Йосеф с возмущением доносил отцу (Раши, там же). Насколько правильно поступал Йосеф, донося на них, — другой разговор. Но факт пренебрежения к сыновьям служанок был.

Поэтому при размещении колен на горах вместе с коленами Гада, Ашера, Дана и Нафтали, ведущими свое происхождение от сыновей служанок, были поставлены колена Реувена и Звулуна. Которые происходили, соответственно, от самого старшего и самого младшего сыновей Леи. Этим подчеркивалось: сыновья служанок ничем не хуже сыновей Леи, от старшего до младшего. А сыновья Рахели и так знали, что сыновья служанок не хуже их, и им не нужна была особая демонстрация.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше