Темы: Богатство, Йецер а-ра, Виленский Гаон, Разум, Свобода выбора, Мишлей, Упование, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день!
Объясните мне, пожалуйста, если сочтёте нужным, что означают слова: «Надейся на Господа всем сердцем своим и не полагайся на разум твой» (Мишлей 3:5).
Ведь разум играет главную роль в борьбе с Ецер Ара (дурным началом)?
Спасибо. Сергей
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо за интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, обратимся к комментариям на этот стих из Мишлей. Вот что пишет Виленский Гаон:
Надейся на Господа всем сердцем твоим. То есть: да будет сердце твоё цельно в своем уповании, а не только часть сердца.
И не полагайся на разум твой. Чтобы не сказал ты: «Положусь на Господа, но я обязан опираться также и на свой разум». Поэтому сказано «не опирайся» — даже опорой пусть не будет тебе твой разум. А только «Надейся на Господа всем сердцем твоим»!
Добавляет к этому Рабейну Йона, что многие ошибаются в своем уповании на Творца именно в отношении разума. То есть, человеку легче понять, что не стоит полагаться на свое богатство и силу, а вот не полагаться на собственный разум намного тяжелее. Поэтому стих выделяет именно разум, подчеркивая: упование должно быть настолько совершенным, чтобы даже на разум не полагаться.
Исходя из сказанного, можно ответить на Ваш вопрос. Действительно, как Вы пишете, разум играет главную роль в борьбе с дурным началом. И, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Брахот 33 б). То есть, выбор — идти путем Творца или грешить — в руках человека.
Однако, с другой стороны, сказали наши мудрецы, что злое начало каждый день восстает на человека и хочет его уничтожить. И, если бы не помощь Всевышнего, сам человек не справился бы с ним. То есть человек, со своей стороны, должен бросить на защиту от злого начала разум, вооружённый Торой, и молитву, чтобы Всевышний помог ему сделать правильный выбор. Всё же остальное уже в руках Небес. Потому и следует полагаться не на свой разум, а только на помощь с Творца.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Арье (Лев) Кацин
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?