Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно одалживать доллары, чтобы не было проблем с процентами?

Темы: Запреты, Мудрецы, Деньги, Тора и бизнес, Проценты, Долги

Отложить Отложено

Я всегда, когда было необходимо, одалживал деньги в долларах и отдавал в долларах, чтобы не зависеть от инфляции, но недавно мне сказали, что тут может быть проблема с процентами. Это действительно так? И, если да, то как правильно одалживать доллары, чтобы вернуть такую же сумму?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Чтобы ответить на Ваш вопрос, понадобится небольшое введение. Еврейский Закон разрешает без проблем одалживать и возвращать деньги в местной валюте. Т.е. в Израиле можно спокойно одалживать шекели и возвращать ту же сумму в шекелях. В России можно одалживать рубли и возвращать рубли. Точно так же в Америке можно одалживать доллары и отдавать доллары.

Проблема возникает, когда деньги одалживают в иностранной валюте. Дело в том, что деньги, которые не находятся в обращении в данной стране, с точки зрения Торы имеют статус товара, а не денег. Это означает, что, например, в Израиле шекели считаются деньгами и их курс считается постоянным, а цена товаров и приравненной к ним иностранной валюты повышается или понижается.

Одалживать деньги под проценты (рибит) запрещено Торой, мудрецы запретили одалживать товары (без соблюдения определенных условий, см. ниже), даже если планируется вернуть такой же товар, из опасения, что товар поднимется в цене и получится, что возвращают больше, чем получили, а это — рибит (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:1).

Поэтому: раз иностранная валюта приравнивается к товару, как было сказано выше, нельзя одалживать доллары, даже чтобы вернуть такую же сумму в долларах — из опасения, что курс доллара повысится и получится, что возвращают больше. А вот, например, рубли в России можно одалживать без проблем, поскольку по Торе они считаются деньгами, т. е. их курс все время остается постоянным, а товары и иностранная валюта, приравненная к ним, дорожают или дешевеют по отношению к рублю.

Понятно, что этот запрет не действует в Америке и других странах, где доллары являются местной валютой и ими рассчитываются повсеместно. (Несколько десятилетий назад в Израиле и в бывшем Советском Союзе расчеты в долларах были достаточно распространены, но на данный момент ситуация изменилась).

Как же правильно одалживать доллары в Израиле или России, чтобы не было проблем с рибитом? Возможны два варианта:

1. Если у должника на момент взятия ссуды имеется в наличии даже один доллар, то он может брать всю сумму в долг в долларах и возвращать в долларах (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:2).

(Поскольку одалживать товары запрещено не Торой, а мудрецами, мудрецы сделали «послабление» и постановили, что доллары, имеющиеся у должника, как бы переходят во владение заимодавца и поднимаются в цене, уже будучи имуществом заимодавца. Тогда получается, что должник не возвращает больше, чем взял).

2. Если при взятии ссуды в долларах долг пересчитали по курсу в местной валюте и постановили, что долг будет выплачен в местной валюте (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 162:1).

Стоит отметить: между этими двумя вариантами существует принципиальное различие. Если в первом случае долг остается в долларах, то во втором долг считается в местной валюте.

Приведем пример, как на практике в Израиле Шимон может одолжить у Реувена 1000 долларов на три месяца:

1. Если у Шимона есть в наличии доллар, ему разрешено взять 1000 долларов в долг, и через три месяца Шимон возвращает Реувену 1000 долларов.

(С согласия Реувена, Шимон может вернуть ему 1000 долларов в шекелях по курсу на момент возвращения долга).

2. Шимон и Реувен могут перевести 1000 долларов в шекели по курсу на момент получения ссуды, скажем, это будет 4000 шекелей. В таком случае через три месяца Шимон должен будет вернуть 4000 шекелей.

(С согласия Реувена, Шимон может вернуть ему 4000 шекелей в долларах по курсу на момент возвращения долга).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Бесконечная цепь 9. 613 заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Бизнес по-еврейски

Рав Моше Пантелят

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)