Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость
Мы знаем, что все события, касающиеся развития мира и человечества, зашифрованы различными способами в Торе.

Мы знаем, что все события, касающиеся развития мира и человечества, зашифрованы различными способами в Торе. Несомненно, для еврея, соблюдающего заповеди, все сказанное в Торе — абсолютная истина, наполненная Б-жественной мудростью.

Но люди более далекие от Торы, частично соблюдающие заповеди или вообще незнакомые с еврейской традицией, услышав об абсолютной истинности учения Творца, возражают: «Но посмотри вокруг — сколько проблем! Сложно заработать деньги, излечиться от болезней, дать детям хорошее образование. Это не говоря уже о возможных войнах, терроризме и природных катастрофах. А вы твердите о заповедях, морали и духовном совершенствовании, будто это самое важное из всего существующего на земле».

Актуальность Торы для каждого человека и для всего мира можно увидеть в самых разных плоскостях жизни. Попробуем рассмотреть отражение слов Торы в политической ситуации современного мира.

Талмуд и его комментаторы объясняют, что среди всех народов мира, кроме евреев, выделены еще два. Праотцем одного из них был Ишмаэль, сын Авраама; другого — Эсав, внук Авраама, сын Ицхака. Мудрецы объясняют, что Ишмаэль олицетворяет древнее персидское царство, а Эсав — Рим.

Написано, что римское царство распространяет свое влияние на многие народы. (Для более правильного понимания нашей темы необходимо отметить, что еврейские книги, затрагивающие вопросы развития мировой истории, всегда объясняют суть вещей и не пытаются предсказать внешнюю сторону или детали конкретной ситуации.) В данном случае распространение европейской цивилизации, основой которой является католическая церковь с центром в Риме, и есть распространение царства Эдома (Эсава).

Комментаторы говорят, что главной отличительной чертой империи Эсава является культивирование и распространение понятий чести и славы. Основная идея — превозношение человеческого достоинства различными способами. Здесь и евангельская идея Б-га-сына и соответственно колоссальный почет к служителям этого божества: кардиналам и епископам; торжественнейшие церемонии коронаций монархов и князей. Но главное, конечно, не во внешних атрибутах роскоши: драгоценностях, перьях на шляпах и шпагах, а в создании особенной иерархической системы, которая не разделяет общество на касты неким примитивным варварским законом, а, наоборот, основывает принадлежность к высшему классу на неких «истинных» достоинствах человека, которому предложено множество способов отличиться, подняться вверх по ступеням общественной лестницы и сделать карьеру. Вот этот дух свободы и раскрепощенности, с одной стороны; иерархическая общественная лестница, с другой; духовные ценности: красота преданность монарху, с третьей, и составляют суть царства Эсава.

Комментаторы объясняют, что Эсав претендует на то место в истинной духовной иерархии, которое занимает Яаков. Можно сказать, что вся вышеописанная нами империя Эсава призвана конкурировать с духовным царством Яакова. И хотя даже части этой империи обладали и обладают колоссальным силовым потенциалом: финансовым и военным, их главный флаг — это, как мы уже объяснили, культивирование чести.

Если мы заглянем в историю европейской цивилизации, захватившей Америку, значительную часть Азии, Австралию и различными способами контролирующую весь мир, то увидим, что место Ишмаэля в этой схеме взаимоотношений наций и государств непонятно. Еще полсотни лет назад разговор о каком-то доисторическом Ишмаэле, сыне Авраама, которому Тора приписывает колоссальную историческую роль был практически невозможен. В те времена умный и образованный собеседник сказал бы нам: «Я знаю, что есть мусульмане. Может быть, это потомки того самого Ишмаэля. Они заселяют какие-то азиатские пустыни и ездят на верблюдах, но их значение в современном мире ничтожно».

Еще совершенно недавно было непонятно, как может исламский мир противостоять хотя бы одной значительной европейской стране. В течение последних нескольких десятилетий мы являемся свидетелями колоссального подъема арабских народов во всех отношениях. Каким-то чудесным образом возник целый ряд факторов, укрепивших их положение на политической арене мира. Здесь и нефть, и оружие. И сейчас мы вспоминаем слова комментаторов, которые говорят, что главная отличительная черта царства Ишмаэля — это сила. Имеется в виду не то, что они сильнее, чем Европа, а то, что употребление силы — это их способ самоутверждения. Люди старше 40 лет помнят, как исламские террористы захватывали самолеты с заложниками, предъявляя различные требования. Обычно они требовали освобождения заключенных террористов и, как правило, редко использовали оружие против заложников. Теперь ситуация стала гораздо более агрессивной. Уже многие годы любой теракт — это обязательно массовые жертвы. Появление террористов-смертников говорит о развитии и подъеме террористического исламского движения.

Многие специалисты: психологи и социологи — предлагали различные объяснения этому явлению: специальные психологические технологии воздействия, наркотики, безысходная нищета и так далее. Постепенно стало понятно, что все эти доводы не объясняют сути явления, так как тысячи людей, среди которых есть бедняки и богачи, молодые парни и красивые женщины, отцы семейств и подростки, готовы умереть подобным образом. А значит, причина исламского терроризма, как говорит Тора, в том, что: «Ишмаэль — дикий человек».

Смысл этого высказывания стоит объяснить. По мнению мудрецов, Ишмаэль перенял у Авраама очень сильную веру в Творца, но египетское происхождение его матери стало корнем, придавшим его вере дикую необузданную форму. Современная реальность подтверждает слова Торы.

Мы видим, что все притязания мусульман и вся их борьба имеет религиозную окраску. Джихад — священная война и слова: «Аллах Акбар» — «Велик Г-сподь» — два основных термина современной исламской реальности, которые являются движущей силой всей деятельности мусульманских террористов. С ее кровавыми последствиями уже хорошо знакомы и Америка, и Европа. Вместе с тем нетрудно предположить, что эскалация противостояния Ишмаэля и Эсава впереди.

В самом начале нашей статьи мы говорили о недоумении человека по поводу места такой абстрактной Торы в нашем прагматическом мире. Подобное недоумение можно понять, когда твое существование обосновано наличием хорошей работы и относительным здоровьем. И тогда ты можешь зарабатывать и тратить, развлекаться и получать наслаждение от жизни.

Но на фоне надвигающегося противостояния двух противоположных сил вырисовывается иная картина будущего, которое может вторгнуться в нашу жизнь в гораздо более грубой форме, чем пришли в мирную Европу Первая и Вторая Мировые войны. Пророки предсказывают, что это может произойти накануне прихода Машиаха.

Приход Машиаха сравнивается с рождением человека. Чем ближе появление младенца, тем сильнее и сильнее становятся родовые схватки, и усиливается боль. Когда почти уже невозможно терпеть — рождается ребенок.

Период, предшествующий появлению Машиаха, в Талмуде называется родовыми схватками. Мудрецы спрашивают: «Что может сделать человек, чтобы спастись в тот час? Пусть он займется Торой и добрыми делами». Наверное, они имели в виду не только физическое спасение, но и то, что Тора и добрые дела способны поднять духовный уровень человека. Наши мудрецы предполагали, что во времена, предшествующие приходу Машиаха, материальное займет в жизни человека главенствующее положение, а уровень духовности невероятно снизится. Боль от этого уничижения души они сравнили с болью роженицы и сказали нам, что лишь Тора и добрые дела могут помочь.

Рав Александр Айзенштат, из журнала «Мир Торы», Москва


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше