Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как не переживать о проблемах, которые пока нельзя решить?

Темы: Иштадлут, Вера и упование

Отложить Отложено

Шалом! Как не думать, по крайне мере, постоянно, о каждой проблеме, которую не получается быстро разрешить? Ведь стрессы и переживания в нашей жизни, если поглощают нас на протяжении дня, забирают нашу «духовную» энергию и парализуют нашу способность к действию. Элимелех

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте, Элимелех!

Я Вас прекрасно понимаю и думаю, что такие переживания и ситуации — часть жизни каждого человека. Вряд ли есть какое-то чудесное средство, которое могло бы нас уберечь от стрессов или дать ключ к решению неразрешимых проблем (если Вы о нем узнаете, обязательно расскажите мне…) Но одно могу сказать: верующий человек может пройти эти трудности с большей стойкостью. Вера дает определённые внутренние силы, некоторое внутреннее глубокое спокойствие, позволяющее легче переживать стрессовые состояния.

Это не значит, что, если человек верующий, то он будет всегда находиться в состоянии гармонии и никогда не ощутит нервного напряжения. Нет. Стресс — это естественная реакция организма. В конечном счете, у стресса есть и положительная сторона — он активизирует наши внутренние силы для поиска решения и устранения потенциальной опасности. Однако настоящая вера помогает взглянуть на сложные ситуации немного под другим углом. И в те моменты, когда наши действия решению проблемы не помогают, вера дает силы выйти из бессмысленной суеты и как бы «отпустить» ситуацию.

Для начала определимся с терминологией, что мы подразумеваем под словом «вера». Это не просто вера в существование Б-га. Вера — это еще осознание того, что все в этом мире находится под прямым контролем Всевышнего и нет такой ситуации или проблемы, о которой Он бы не знал.

Хазон Иш в книге «Эмуна у-Витахон» («Вера и упование») пишет: многие заблуждаются, полагая, что упование (битахон) — это вера в то, что Творец разрешит любую нашу проблему или сложную ситуацию по нашему желанию. Это совсем не так. Истинное упование — это наша уверенность: всё, что происходит, происходит по воле Творца, и, в конечном счете, как бы проблема бы ни разрешилась, это хорошо для нас, хоть и не всегда очевидно.

Вера в Б-га также не означает, что мы можем сидеть сложа руки, ждать спасения Свыше и ничего не делать (Вы же знаете историю о трех «раввинах» в одной лодке). Духовный алгоритм этого мира устроен так, что без приложения усилий, без нашего «содействия» Творец не посылает даже то, что нам полагается «по праву». Он требует от нас прилагать разумные усилия для достижения поставленных целей. На языке мудрецов это называется «ховат а-иштадлут» — «обязанность прилагать усилия». Это полноценная обязанность, возложенная на каждого человека точно так же, как обязанность молиться и т. д. И у этой обязанности, как и у любого предписания, есть своя область применения и рамки.

Если посмотреть со стороны на действия религиозного и нерелигиозного человека, которые стремятся к одной и той же цели, например, заработку или исцелению, то с первого взгляда никакого различия в их действиях мы не заметим. Оба они обращаются к лучшим специалистам, устраиваются на более перспективную работу. А в чем же тогда различие между ними? — В разном понимании того, что является причиной, а что следствием.

В понимании неверующего человека причины его обеспеченности — это хорошая работа, высокая зарплата, его образование, предприимчивость, навыки и т. п. Такой взгляд порождает не всегда оправданные самодовольство и гордость. Верующий же человек должен на это смотреть иначе: причина его успеха — это воля Б-га, Который решил дать ему то-то и то-то, а его собственные действия, которые, по видимости, привели к успеху, — это только лишь исполнение обязанности прилагать усилия — «иштадлут». Но сам по себе «иштадлут», без воли Б-га, никаких результатов принести не может.

Наверное, это может показаться парадоксальным, но, если рассматривать наши действия в рамках обязанности «иштадлут», то может быть такое, что человек прилагает усилия в одной области, а результат получает совсем в другой. А происходит это потому, что, когда человек постарался и сделал все, что мог, исчезла та «перегородка», которая отделяла его от блага, приготовленного для него Творцом. Поэтому он может получить то, что ему полагается, через любой канал.

Но верующий и неверующий человек не только по-разному интерпретируют одни и те же события. Их эмоциональная сфера также различна, они по-разному переживают происходящее. Неверующий человек, который привык думать, что всё в его руках, оказавшись полностью беспомощным, испытает сильнейшее напряжение или отчаяние, бросится совершать действия, которые объективно не могут ничем помочь. А верующий в такой ситуации должен полностью положиться на Творца и успокоиться: ведь все, что он должен был сделать, он уже сделал, он уже не обязан прилагать усилия. Соответственно, все остальное уже не в его силах, а только в руках Всевышнего.

Потому, когда наши действия ни к чему не ведут или когда мы уже сделали всё, что могли, обязанность «иштадлут» больше на нас не лежит. Теперь у нас другая обязанность — уповать на Всевышнего. Ну, и молиться, чтобы проблема решилась наилучшим для нас образом.

Конечно, это совсем не тот ход мыслей, к которому мы привыкли. Но это та модель, к которой нужно стремиться каждому человеку. Ведь с ее помощью можно избавиться, хотя бы частично, от лишних переживаний о том, на что пока не можем повлиять.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коэнов. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне. Читать дальше