Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Так есть для евреев неотменяемое предначертание или нет?

Темы: Избранность, Смысл жизни, Предопределение, Свобода выбора, Судьба, Исправление качеств, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Шалом! В Талмуде в трактате Шабат сказано, что для еврейского народа не существует неотменяемого предначертания и неизменной зависимости судьбы от светил (нет мазаля — созвездия — у Израиля). Творец может «переставить светила», изменить их влияние. И это зависит от заслуг человека. Вместе с тем, например, Ибн-Эзра говорил, что, если займется продажей саванов, люди перестанут умирать, т.е. ему было предначертано быть бедным и никакие заслуги и заповеди не могли отменить это. Если правильно понимаю, роль, цель человека в мире, исправления, для которых он приходит, диктуют то, в какое время и в каком месте он рождается. То есть влияние светил определяет жизнь человека таким образом, чтобы он исполнил свою миссию в этой жизни, пользуясь свободой выбора («стать разбойником, резником или хирургом»). Но тогда мне непонятно, в чем смысл изменения мазаля (предначертания)? И что значит практически отсутствие неотменяемого предначертания для евреев? Спасибо!

Отвечает рав Яков Гельфман

Шалом.

Итак, Вы задали два прекрасных вопроса:

Первый вопрос касается противоречия между различными источниками. С одной стороны, сказано, что нет предначертания для евреев. Но, с другой стороны, мы находим много примеров тому, что предначертание есть. Рассказ, похожий на тот, который Вы привели — об Ибн-Эзре, приводится в Талмуде (трактат Таанит 25): раби Элазар бен-Пдат был очень беден. Во сне ему открыли причину, по которой он не может изменить свое положение: только если бы мир был создан заново, может быть, он удостоился бы другой доли.

Еще одно доказательство того, что предначертание существует, мы находим в Талмуде (трактат Нида) где сказано: уже при возникновении зародыша решается, будет человек глупым или умным, богатым или бедным (но быть праведным или злодеем — только его выбор).

Вопрос второй: если все же изменение судьбы возможно, то зачем оно нужно? Ведь каждый создан именно таким, как он есть, ради исполнения какой-то особой задачи. Так как же он сможет ее исполнить, если его судьба изменится?

В первую очередь отметим, что и в трактате Шабат, где сказано, что «нет предначертания для евреев», это не единственное мнение. Согласно другому мнению, у евреев предначертание есть. Но многие комментаторы полагают: и утверждение о том, что предначертания для евреев нет, не подразумевает, что «судьбы» нет вообще. Речь идет лишь о том, что ее можно изменить, но для этого требуются особые заслуги. Однако сказанного недостаточно для того, чтобы ответить на Ваш вопрос: ведь в случаях с Ибн-Эзрой и раби Элазаром мы видим, что судьба была необратима совершенно.

Когда-то я прочитал потрясающее высказывание. Звучало оно примерно так: «Б-г, есть вещи в моей жизни, которые нужно и можно изменить, а есть те, которые изменить нельзя. Научи же меня отличать первые от вторых!»

Известно мнение Рамбана, что нет правил без исключений. Рабейну Моше-Хаим Луццатто также объясняет: часто противоречия между высказываниями мудрецов возникают из-за того, что каждое из них верно в определенных границах или при соблюдении определенных условий, но эти границы или условия не указаны прямо. Так и в этом случае: есть судьба, корни которой — в истоках мироздания, они, как законы природы, неизменяемы — кроме очень редких случаев. А есть судьба, которая обусловлена тем, что человек находится в материальном мире, мире причинно-следственных связей, и зависит от различного рода сил и явлений. Но у него есть возможность подняться духовно, понимая, что на самом деле все исходит от Первопричины, от Единственного и Всесильного Творца, а цель Его сокрытия за всеми этими явлениями — в том, чтобы человек, наделенный разумом и душой, раскрыл завесу и обнаружил, Кто на самом деле управляет всем — вне всякой зависимости от каких бы то ни было причин. Человек, который осуществил эту возможность, удостаивается особого, более явного управления с Небес.

И эта привилегия — возможность приоткрыть завесу, за которой скрывается Творец, принадлежит еврейскому народу. Для этой цели и был избран еврейский народ — чтобы, видя его судьбу, исполнение пророчеств, связанных с ним, и особое благоволение, которого удостаиваются его праведники, люди могли бы укрепить свою веру.

Это касается и душевных качеств. Есть качества врожденные, с которыми человеку нужно жить всю жизнь, а задача его состоит в том, чтобы направить их в правильное русло. А есть качества, над которыми нужно работать, исправлять их, иногда большим упорством и желанием, иногда штудированием книг и постепенным изменением сознания, а иногда молитвой.

Какой человек, такая у него и судьба. И это понятно на самом простом уровне. К тому, кто подозрителен и недоверчив, отношение одно. А к тому, кто жизнерадостен и открыт, — соответствующее отношение как у людей, так и со стороны Небесного провидения. И если человек меняет себя, соответственно меняется и его судьба — ведь это как бы другой человек! И задача, цель его жизни тоже становится более возвышенной. Об этом сказано в трактате Авот (2, 4): «Следуй воле Творца так, как будто это твое личное желание, и тогда Он будет исполнять твои желания так, как будто они Его».

Мне кажется, вывод, который следует из сказанного, и будет ответом на второй вопрос: Б-г дал евреям возможность изменить себя (вопреки мнению психологов) и свою судьбу (вопреки мнению астрологов и детерминистов), чтобы показать: Он присутствует в этом мире, мы Его народ и только Он решает, какой будет судьба каждого — вне зависимости от каких бы то ни было причин, а только в зависимости от выбора, который делает сам человек.

Ханука самеах, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше