Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше остеречься делать то, что не принято»Хазон-Иш

Можете ли Вы доказать, что «Будущий мир» на самом деле существует?

16 июня 2015 года, темы: Смысл жизни, Сотворение мира, Тора и наука, Душа, Будущий мир, Загробная жизнь, Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемые раввины. То, что мир создан Творцом — в этом нет сомнений. Опираясь на разум и логику, можно понять и доказать о Вечном, Совершенном и о Простом. И то, что соблюдение заповедей направляет человека к совершенству, т. е. уподобляют его свойства свойствам Всевышнего, и тем самым человек не разрушает мир.

Но я никак не могу понять, что же такое «Будущий мир»? И существует ли он на самом деле, или это утверждение используют для того, чтобы человек, нарушивший заповедь, боялся туда не попасть? Мне почему-то мало верится, что есть после смерти будущий мир. Если человек жив, он поддерживает свой разум и память для того, чтобы быть максимально приближенным к Творцу. Не дай Б-г, человек попал в аварию, или еще какая-то беда, из-за которой человек лишился разума, или, еще хуже, он умер, некому получать и некому отдавать, и некому поддерживать разум и память, и тем самым нет подобия Ашему. Или, может быть, есть внешняя память за пределами человека, в которой эти свойства накапливаются, и после смерти они остаются, и тем самым человек приобретает «Будущий мир», как бы сохраняет себя. Логически это можно понять о «Будущем мире»? Или я должен это принимать на веру выше разума?

С уважением, Михаил — Украина.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Михаил, спасибо за Ваш вопрос.

Вы затрагиваете одну из самых важных и основополагающих тем в иудаизме — основы «награды и наказания» и веры в загробную жизнь. Постараемся, с Б-жьей помощью, прояснить эти понятия и их логически обосновать.

Начнем с самого начала.

Основы еврейской веры, как сформулировал их один из средневековых философов, рабби Йосеф Альбо (в «Книге Основ»), сводятся к трем постулатам:

1) вера в Творца, сотворившего все мироздание;

2) вера в Б-жественную Тору — откровение Творца человеку;

3) вера в провидение Творца, который причастен к происходящему в мире и воздает каждому согласно его деяниям.

Эти три основы поддаются простому логическому объяснению.

Необычайно сложный и в то же время гармоничный мир, раскрывающийся нашему взору, безмолвно свидетельствует о своем Создателе. И точно так же, как у каждого нормального человека не вызывает сомнений, что самолет или фотоаппарат, к примеру, созданы человеком, и не произошли сами по себе, так же, и в гораздо большей степени невозможно предположить «случайность» при сотворении всей вселенной (см. Мидраш Тмура, Мешех Хохма на Ваикра (19:18)).

Это первая основа, но она непременно порождает последующие.

Ведь если мир сотворен — несомненно, Творец преследовал какую-то цель при его создании. Ведь даже человек, являющийся творением Б-га, не творит ничего бесцельно, тем более сам Создатель, мудрость и возможности которого превосходят всякое воображение.

А если принять во внимание, что среди множества живых существ только человек наделен возможностью осмысливать окружающий мир, и, более того, в каждом из нас таится подспудное желание жить целенаправленно, то вывод напрашивается сам собой: цель творения напрямую связана с человеком и во многом зависит от него!

Однако поскольку раскрыть суть и цель творения человеку не под силу, ведь вариантов может быть сколько угодно (как мы и находим в различных религиях, придуманных людьми), логика обязывает, что Творец должен был сообщить человеку о его предназначении. А это и есть вторая основа — вера в пророчество (коммуникацию между Творцом и творением) и Б-жественную Тору, раскрывающую человеку смысл жизни и необходимую форму поведения.

Кроме этого, если Всевышний преследует определенную цель, о которой сообщил человеку и даже обязал его достигнуть ее, понятно, что Он не оставит историю на самотек, а будет пристально наблюдать за происходящим, и в конечном итоге воздаст каждому в соответствии с его продвижением (или наоборот) к поставленной цели. Что и есть третья основа.

До сих пор мы говорили с точки зрения логики и здравого смысла. А теперь обратимся к нашим источникам, раскрывающим цель и смысл творения.

Великий мудрец, знаток тайного учения, рабби Моше Хаим Луццато (Рамхаль) неоднократно приводит в своих книгах, что цель творения заключается в желании Творца воздать благо и наслаждение своим созданиям — человеку! Но для того, чтобы удостоится этого блага, необходимо сначала его заслужить посредством исполнения воли Творца, выраженной в Торе. А это включает в себя совокупность заповедей (как известно, у неевреев также есть семь заповедей, которые заповедал Г-сподь первому человеку, Адаму, а затем — Ноаху), и преодоление различных испытаний и соблазнов, постоянно окружающих человека на его пути.

А теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу, рассматривая его сугубо с точки зрения логики. Можно ли предположить, что все существование человека сводится к 70-80 годам земной жизни, а факт смерти означает полное исчезновение? Или же здравый смысл обязывает признать, что за гранью смерти есть что-то еще, какой-то иной мир, где «человек» продолжает свое существование?

Ответ на него опять же дает Рамхаль (см. Месилат Йешарим гл.1): логика обязывает «продолжение» жизни после смерти! И это по двум причинам — количественной и качественной.

Количество

Как уже упоминалось выше, одна из основ веры — это «награда и наказание», когда «награда» в принципе и является конечной целью всего. Но ведь если хоть немного присмотреться к происходящему в мире, мы сразу же обнаружим обратную картину: праведники подвергаются страданиям, а грешники и злодеи преуспевают и наслаждаются! Где же Всевышний и Его справедливый суд?!

Более того, даже если встречаются праведники, которые удостаиваются благоденствия, — чем их доля превышает долю злодеев, наслаждающихся не меньше, а зачастую больше их?! Возьмем, к примеру, наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова. Всевышний избрал их и их потомство из всех народов, заключил с ними вечный союз, но на уровне отдельных личностей — в чем заключается их награда? Напротив, каждый из них, кто больше, а кто меньше, прошел через боль и страдания, в то время как их современники, такие как Нимрод, Фараон и Авимелех, жили припеваючи царской жизнью.

Качество

Но даже если найдется один из тысячи, что действительно заслуженно насладился этим миром, все равно следует спросить: неужели у всемогущего и бесконечного Всевышнего нет более подходящей «монеты», чтобы воздать благо праведникам? Само осознание того, что наслаждение в этом мире временно и нестабильно, не дает человеку полноценно им насладиться.

И еще, мы видим, что наслаждения этого мира не способны по-настоящему удовлетворить жажду счастья и блаженства. Начиная с физиологических наслаждений, таких как еда, супружеская близость, сон и т.п., которые приедаются очень быстро, и человек постоянно находится в поисках «нового» (или хорошо забытого старого) вкуса, чтобы обновить наслаждение. Но даже если обратиться к «духовной» сфере — наслаждение музыкой, природой, мудростью и т.п. — все равно чуткий человек ощутит какой-то недостаток, какую-то неполноценность. Тогда где же обещанное наслаждение, где награда?!

Все эти доводы неизменно приводят нас к заключению, что «жизнь» в этом мире — это всего лишь часть картины… Если у человека есть продолжение и после смерти, в ином, более возвышенном и духовном мире, в состоянии близости к Первоисточнику — все становится на свои места!

Мы спросили, где справедливость, где награда и наказание? Ответ: в мире душ, расставшись со своей материальной оболочкой (телом), душа возвращается в свое первоначальное состояние (в котором она находилась до спуска в тело) и получает соответствующее воздаяние согласно своим поступкам в этом мире.

Там, в ином измерении реальности, наслаждение души полноценно и не ограничено временем, поскольку сама душа бессмертна, как и ее Источник. Более того, там же душа удостаивается наибольшего из всех возможных благ — близости ко Всевышнему, когда качество этой близости напрямую зависит от состояния человека и его отношения к Творцу в этом мире.

Так сказали наши мудрецы: «Этот мир подобен преддверью мира грядущего, подготовь себя в прихожей, чтобы как подобает зайти во дворец». Еще сказано: «Этот мир подобен суше, а грядущий — морю; тот, кто подготовился на суше, будет обеспечен в долгом морском пути, а тот, кто не подготовился….»

Другими словами, душа спускается в этот мир, облачаясь в материальное одеяние тела, только лишь для того, чтобы подготовить себя к возвращению в мир душ, к полноценному наслаждению, но уже заслуженно. Есть этап служения и подготовки, где реальность Творца заведомо скрыта от непроницательного взора (это наш мир), и есть этап воздаяния, где Высший Свет раскрыт и доступен для постижения, что и есть наивысшее благо (и это мир будущий).

Доказательства ученых о загробной жизни

Однако на сегодняшний день даже те, кто не причисляет себя к числу «верующих», и чья логика отказывается работать во всем, что касается ответственности и самоограничений, не могут не признать, что жизнь после смерти — доказанный факт! На протяжении десятков лет эта область скрупулезно исследуется учеными по всему миру, и их изыскания единогласно свидетельствуют, что «человек» не исчезает бесследно после смерти. Здесь не место вдаваться в подробности, поскольку на эту тему имеется множество литературы; ограничимся только самыми известными доводами.

Клиническая смерть

В последнее время, с прогрессом науки и технологии, медицине удается вернуть к жизни все больше и больше людей, находившихся в состоянии «клинической смерти». По данным американского института по статистике, более восьми миллионов американцев прошли через подобное оживление, а всего в мире число «оживших» приближается к тридцати миллионам! Многолетние исследования ученых вокруг этого явления привели к осознанию существования души, вне какой-либо связи с телом. Многие в состоянии воспроизвести в памяти те минуты, когда они находились вне тела и видели его со стороны. Большинство опрошенных четко свидетельствуют о необычайном свете, который встречал их после «выхода» из тела! Яркий, но в то же время не ослепляющий свет излучал тепло, любовь и спокойствие, в совершенно не знакомых им до тех пор мерках.

Десятки тысяч свидетельств, соответствующих друг другу, как в общем, так и во многих деталях, не могут быть плодом воображения. Более того, многие рассказывают, что они видели все вокруг, проникая «через стены» в соседние комнаты, когда естественным путем у них не было никакой возможности знать, что там происходит.

Регрессия

Регрессия — это один из видов гипноза, широко используемый для лечебных целей, в состоянии которого пациент возвращается в свое прошлое, обычно в ранее детство или даже в период беременности! Однако ученым открылись многие случаи, когда ненамеренно гипнотизер «возвращал» пациента слишком «далеко», в его прошлую жизнь (прошлую реинкарнацию), когда человек вдруг начинал говорить на совершенно не известном ему языке (иногда на древнем языке, полностью вышедшем сегодня из употребления) и раскрывал множество деталей своей прошлой жизни в качестве совершенно другой личности, которые впоследствии были подтверждены исследователями.

Как мы сказали, есть еще множество других доказательств, но каждый может ознакомиться с ними самостоятельно.

По крайней мере, даже из этих примеров явно следует, что разум и память существуют самостоятельно, вне связи с телом. Но не как Вы пишете, «вне человека», а как раз наоборот — в нем самом, поскольку человек — это его душа, его духовная составляющая, в то время как тело — не более чем материальная оболочка, подобно скафандру для выхода в открытый космос.

Человек, который, не дай Б-г, потерял рассудок, подобен астронавту с испорченным скафандром, не позволяющим ему адекватно воспринимать все, что его окружает. Т.е. проблема в оболочке, а не в самом человеке, хотя понятно, что подобное состояние может отразиться каким-то образом и на душе.

Где он — «Грядущий мир»

Однако картина будет неполной, если мы не разъясним здесь, что имеется в виду под «Грядущим миром» (олам Аба). До сих пор речь шла о мире душ, в котором пребывает душа после разлуки с телом, но все ли это? Оказывается, не все!

Высшая Мудрость определила, что поскольку служение души в этом мире осуществлялось с помощью тела, то и конечная награда должна быть выплачена душе вместе с телом, мера за меру (что является одним из основных принципов управления).

Поэтому разлука души и тела — с одной стороны, состояние необходимое, но с другой — временное. Необходимое — поскольку и душа, и тело, находясь каждый в положенном ему состоянии, проходят своего рода «очистительный процесс». Временное — поскольку в конечном итоге они снова воссоединятся, чтобы уже вместе наслаждаться высшей наградой.

Речь идет о воскрешении из мертвых, упомянутом в словах пророков, вера в которое также является одним из краеугольных камней иудаизма. Праведники восстанут для получения награды, а грешники — для наказания. По поводу точного времени этого события есть несколько мнений, но все согласны, что это произойдет в рамках этого мира, еще до истечения шести тысяч лет (сейчас 5775 год). Продолжительность этого мира в целом соответствует числу дней недели — семи дням Творения. Когда седьмое тысячелетие, подобно Шаббату, являет собой переход из этого мира в будущий. Т.е. преображение всей реальности и ее восхождение на новый качественный уровень, на котором и душа, и тело смогут наслаждаться духовным светом Творца на веки веков — т.е. бесконечно!

И именно этот период принято называть «Будущим миром», хотя иногда так называют и мир душ, существующий параллельно нашему миру.

Надеюсь, всего сказанного достаточно, чтобы обрисовать картину в общих чертах. А главное — не забывать, что доля каждого человека в «Будущем мире» зависит от его выбора и поведения в мире этом!

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме

Рай и ад.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.

Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу?

Рав Натан Агрес

Как подготовиться к субботе?

Тора и наука. Тематический обзор

Рав Ашер Кушнир

Современный интеллигентный еврей, пытающийся осознать своё еврейство, неизбежно сталкивается с вопросом о соотношении известных ему научных знаний с основами еврейского мировоззрения. Соответствует ли древняя Тора современным научным познаниям? Кто искренне захочет понять и разобраться в этой непростой теме, может столкнуться с большим препятствием. Проблема в том, что, как правило, современный интеллигентный еврей подойдёт к этому вопросу с мнением предвзятым и неуравновешенным.

Сотворение мира и наука. Происхождение жизни

Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»

Новые открытия дают библейскому тексту объяснение, которое вполне отвечает требованиям современной науки.