Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можете ли Вы доказать, что «Будущий мир» на самом деле существует?

Темы: Смысл жизни, Сотворение мира, Тора и наука, Душа, Будущий мир, Загробная жизнь, Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемые раввины. То, что мир создан Творцом — в этом нет сомнений. Опираясь на разум и логику, можно понять и доказать о Вечном, Совершенном и о Простом. И то, что соблюдение заповедей направляет человека к совершенству, т. е. уподобляют его свойства свойствам Всевышнего, и тем самым человек не разрушает мир.

Но я никак не могу понять, что же такое «Будущий мир»? И существует ли он на самом деле, или это утверждение используют для того, чтобы человек, нарушивший заповедь, боялся туда не попасть? Мне почему-то мало верится, что есть после смерти будущий мир. Если человек жив, он поддерживает свой разум и память для того, чтобы быть максимально приближенным к Творцу. Не дай Б-г, человек попал в аварию, или еще какая-то беда, из-за которой человек лишился разума, или, еще хуже, он умер, некому получать и некому отдавать, и некому поддерживать разум и память, и тем самым нет подобия Ашему. Или, может быть, есть внешняя память за пределами человека, в которой эти свойства накапливаются, и после смерти они остаются, и тем самым человек приобретает «Будущий мир», как бы сохраняет себя. Логически это можно понять о «Будущем мире»? Или я должен это принимать на веру выше разума?

С уважением, Михаил — Украина.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Михаил, спасибо за Ваш вопрос.

Вы затрагиваете одну из самых важных и основополагающих тем в иудаизме — основы «награды и наказания» и веры в загробную жизнь. Постараемся, с Б-жьей помощью, прояснить эти понятия и их логически обосновать.

Начнем с самого начала.

Основы еврейской веры, как сформулировал их один из средневековых философов, рабби Йосеф Альбо (в «Книге Основ»), сводятся к трем постулатам:

1) вера в Творца, сотворившего все мироздание;

2) вера в Б-жественную Тору — откровение Творца человеку;

3) вера в провидение Творца, который причастен к происходящему в мире и воздает каждому согласно его деяниям.

Эти три основы поддаются простому логическому объяснению.

Необычайно сложный и в то же время гармоничный мир, раскрывающийся нашему взору, безмолвно свидетельствует о своем Создателе. И точно так же, как у каждого нормального человека не вызывает сомнений, что самолет или фотоаппарат, к примеру, созданы человеком, и не произошли сами по себе, так же, и в гораздо большей степени невозможно предположить «случайность» при сотворении всей вселенной (см. Мидраш Тмура, Мешех Хохма на Ваикра (19:18)).

Это первая основа, но она непременно порождает последующие.

Ведь если мир сотворен — несомненно, Творец преследовал какую-то цель при его создании. Ведь даже человек, являющийся творением Б-га, не творит ничего бесцельно, тем более сам Создатель, мудрость и возможности которого превосходят всякое воображение.

А если принять во внимание, что среди множества живых существ только человек наделен возможностью осмысливать окружающий мир, и, более того, в каждом из нас таится подспудное желание жить целенаправленно, то вывод напрашивается сам собой: цель творения напрямую связана с человеком и во многом зависит от него!

Однако поскольку раскрыть суть и цель творения человеку не под силу, ведь вариантов может быть сколько угодно (как мы и находим в различных религиях, придуманных людьми), логика обязывает, что Творец должен был сообщить человеку о его предназначении. А это и есть вторая основа — вера в пророчество (коммуникацию между Творцом и творением) и Б-жественную Тору, раскрывающую человеку смысл жизни и необходимую форму поведения.

Кроме этого, если Всевышний преследует определенную цель, о которой сообщил человеку и даже обязал его достигнуть ее, понятно, что Он не оставит историю на самотек, а будет пристально наблюдать за происходящим, и в конечном итоге воздаст каждому в соответствии с его продвижением (или наоборот) к поставленной цели. Что и есть третья основа.

До сих пор мы говорили с точки зрения логики и здравого смысла. А теперь обратимся к нашим источникам, раскрывающим цель и смысл творения.

Великий мудрец, знаток тайного учения, рабби Моше Хаим Луццато (Рамхаль) неоднократно приводит в своих книгах, что цель творения заключается в желании Творца воздать благо и наслаждение своим созданиям — человеку! Но для того, чтобы удостоится этого блага, необходимо сначала его заслужить посредством исполнения воли Творца, выраженной в Торе. А это включает в себя совокупность заповедей (как известно, у неевреев также есть семь заповедей, которые заповедал Г-сподь первому человеку, Адаму, а затем — Ноаху), и преодоление различных испытаний и соблазнов, постоянно окружающих человека на его пути.

А теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу, рассматривая его сугубо с точки зрения логики. Можно ли предположить, что все существование человека сводится к 70-80 годам земной жизни, а факт смерти означает полное исчезновение? Или же здравый смысл обязывает признать, что за гранью смерти есть что-то еще, какой-то иной мир, где «человек» продолжает свое существование?

Ответ на него опять же дает Рамхаль (см. Месилат Йешарим гл.1): логика обязывает «продолжение» жизни после смерти! И это по двум причинам — количественной и качественной.

Количество

Как уже упоминалось выше, одна из основ веры — это «награда и наказание», когда «награда» в принципе и является конечной целью всего. Но ведь если хоть немного присмотреться к происходящему в мире, мы сразу же обнаружим обратную картину: праведники подвергаются страданиям, а грешники и злодеи преуспевают и наслаждаются! Где же Всевышний и Его справедливый суд?!

Более того, даже если встречаются праведники, которые удостаиваются благоденствия, — чем их доля превышает долю злодеев, наслаждающихся не меньше, а зачастую больше их?! Возьмем, к примеру, наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова. Всевышний избрал их и их потомство из всех народов, заключил с ними вечный союз, но на уровне отдельных личностей — в чем заключается их награда? Напротив, каждый из них, кто больше, а кто меньше, прошел через боль и страдания, в то время как их современники, такие как Нимрод, Фараон и Авимелех, жили припеваючи царской жизнью.

Качество

Но даже если найдется один из тысячи, что действительно заслуженно насладился этим миром, все равно следует спросить: неужели у всемогущего и бесконечного Всевышнего нет более подходящей «монеты», чтобы воздать благо праведникам? Само осознание того, что наслаждение в этом мире временно и нестабильно, не дает человеку полноценно им насладиться.

И еще, мы видим, что наслаждения этого мира не способны по-настоящему удовлетворить жажду счастья и блаженства. Начиная с физиологических наслаждений, таких как еда, супружеская близость, сон и т.п., которые приедаются очень быстро, и человек постоянно находится в поисках «нового» (или хорошо забытого старого) вкуса, чтобы обновить наслаждение. Но даже если обратиться к «духовной» сфере — наслаждение музыкой, природой, мудростью и т.п. — все равно чуткий человек ощутит какой-то недостаток, какую-то неполноценность. Тогда где же обещанное наслаждение, где награда?!

Все эти доводы неизменно приводят нас к заключению, что «жизнь» в этом мире — это всего лишь часть картины… Если у человека есть продолжение и после смерти, в ином, более возвышенном и духовном мире, в состоянии близости к Первоисточнику — все становится на свои места!

Мы спросили, где справедливость, где награда и наказание? Ответ: в мире душ, расставшись со своей материальной оболочкой (телом), душа возвращается в свое первоначальное состояние (в котором она находилась до спуска в тело) и получает соответствующее воздаяние согласно своим поступкам в этом мире.

Там, в ином измерении реальности, наслаждение души полноценно и не ограничено временем, поскольку сама душа бессмертна, как и ее Источник. Более того, там же душа удостаивается наибольшего из всех возможных благ — близости ко Всевышнему, когда качество этой близости напрямую зависит от состояния человека и его отношения к Творцу в этом мире.

Так сказали наши мудрецы: «Этот мир подобен преддверью мира грядущего, подготовь себя в прихожей, чтобы как подобает зайти во дворец». Еще сказано: «Этот мир подобен суше, а грядущий — морю; тот, кто подготовился на суше, будет обеспечен в долгом морском пути, а тот, кто не подготовился….»

Другими словами, душа спускается в этот мир, облачаясь в материальное одеяние тела, только лишь для того, чтобы подготовить себя к возвращению в мир душ, к полноценному наслаждению, но уже заслуженно. Есть этап служения и подготовки, где реальность Творца заведомо скрыта от непроницательного взора (это наш мир), и есть этап воздаяния, где Высший Свет раскрыт и доступен для постижения, что и есть наивысшее благо (и это мир будущий).

Доказательства ученых о загробной жизни

Однако на сегодняшний день даже те, кто не причисляет себя к числу «верующих», и чья логика отказывается работать во всем, что касается ответственности и самоограничений, не могут не признать, что жизнь после смерти — доказанный факт! На протяжении десятков лет эта область скрупулезно исследуется учеными по всему миру, и их изыскания единогласно свидетельствуют, что «человек» не исчезает бесследно после смерти. Здесь не место вдаваться в подробности, поскольку на эту тему имеется множество литературы; ограничимся только самыми известными доводами.

Клиническая смерть

В последнее время, с прогрессом науки и технологии, медицине удается вернуть к жизни все больше и больше людей, находившихся в состоянии «клинической смерти». По данным американского института по статистике, более восьми миллионов американцев прошли через подобное оживление, а всего в мире число «оживших» приближается к тридцати миллионам! Многолетние исследования ученых вокруг этого явления привели к осознанию существования души, вне какой-либо связи с телом. Многие в состоянии воспроизвести в памяти те минуты, когда они находились вне тела и видели его со стороны. Большинство опрошенных четко свидетельствуют о необычайном свете, который встречал их после «выхода» из тела! Яркий, но в то же время не ослепляющий свет излучал тепло, любовь и спокойствие, в совершенно не знакомых им до тех пор мерках.

Десятки тысяч свидетельств, соответствующих друг другу, как в общем, так и во многих деталях, не могут быть плодом воображения. Более того, многие рассказывают, что они видели все вокруг, проникая «через стены» в соседние комнаты, когда естественным путем у них не было никакой возможности знать, что там происходит.

Регрессия

Регрессия — это один из видов гипноза, широко используемый для лечебных целей, в состоянии которого пациент возвращается в свое прошлое, обычно в ранее детство или даже в период беременности! Однако ученым открылись многие случаи, когда ненамеренно гипнотизер «возвращал» пациента слишком «далеко», в его прошлую жизнь (прошлую реинкарнацию), когда человек вдруг начинал говорить на совершенно не известном ему языке (иногда на древнем языке, полностью вышедшем сегодня из употребления) и раскрывал множество деталей своей прошлой жизни в качестве совершенно другой личности, которые впоследствии были подтверждены исследователями.

Как мы сказали, есть еще множество других доказательств, но каждый может ознакомиться с ними самостоятельно.

По крайней мере, даже из этих примеров явно следует, что разум и память существуют самостоятельно, вне связи с телом. Но не как Вы пишете, «вне человека», а как раз наоборот — в нем самом, поскольку человек — это его душа, его духовная составляющая, в то время как тело — не более чем материальная оболочка, подобно скафандру для выхода в открытый космос.

Человек, который, не дай Б-г, потерял рассудок, подобен астронавту с испорченным скафандром, не позволяющим ему адекватно воспринимать все, что его окружает. Т.е. проблема в оболочке, а не в самом человеке, хотя понятно, что подобное состояние может отразиться каким-то образом и на душе.

Где он — «Грядущий мир»

Однако картина будет неполной, если мы не разъясним здесь, что имеется в виду под «Грядущим миром» (олам Аба). До сих пор речь шла о мире душ, в котором пребывает душа после разлуки с телом, но все ли это? Оказывается, не все!

Высшая Мудрость определила, что поскольку служение души в этом мире осуществлялось с помощью тела, то и конечная награда должна быть выплачена душе вместе с телом, мера за меру (что является одним из основных принципов управления).

Поэтому разлука души и тела — с одной стороны, состояние необходимое, но с другой — временное. Необходимое — поскольку и душа, и тело, находясь каждый в положенном ему состоянии, проходят своего рода «очистительный процесс». Временное — поскольку в конечном итоге они снова воссоединятся, чтобы уже вместе наслаждаться высшей наградой.

Речь идет о воскрешении из мертвых, упомянутом в словах пророков, вера в которое также является одним из краеугольных камней иудаизма. Праведники восстанут для получения награды, а грешники — для наказания. По поводу точного времени этого события есть несколько мнений, но все согласны, что это произойдет в рамках этого мира, еще до истечения шести тысяч лет (сейчас 5775 год). Продолжительность этого мира в целом соответствует числу дней недели — семи дням Творения. Когда седьмое тысячелетие, подобно Шаббату, являет собой переход из этого мира в будущий. Т.е. преображение всей реальности и ее восхождение на новый качественный уровень, на котором и душа, и тело смогут наслаждаться духовным светом Творца на веки веков — т.е. бесконечно!

И именно этот период принято называть «Будущим миром», хотя иногда так называют и мир душ, существующий параллельно нашему миру.

Надеюсь, всего сказанного достаточно, чтобы обрисовать картину в общих чертах. А главное — не забывать, что доля каждого человека в «Будущем мире» зависит от его выбора и поведения в мире этом!

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский