Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли вести ребенка по улице за руки в субботу? А нести на руках? А в специальном рюкзаке?

Темы: Эрув, Суббота, Яков Шуб

Отложить Отложено

Маленький ребенок и Эрув. Доброго времени суток, уважаемые рабаним! Ответьте, пожалуйста, подробно и последовательно, со ссылками на источники на следующий вопрос. Ребенка, который умеет ходить, когда его поддерживают, можно вести по улице за руки? Если весь путь прогулки ребенок самостоятельно пройти не сможет, можно ли его нести часть пути: 1. на руках? 2. в специальном детском рюкзаке?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Рады видеть, что теперь читатели предъявляют более высокие требования к ответам у нас на сайте и хотят знать не только, как поступать в конкретной ситуации в соответствии с еврейский законом, но и откуда выводится сам этот закон.

Одной из 39 запрещенных в субботу работ является оцаа — перенесение предметов из одного «владения» (ршут) в другое. Перенос предметов более чем на 4 амот (приблизительно 2 метра) в общественном владении также запрещён.

Рассматривая этот запрет, Талмуд (Шабат 93 б) говорит: тот, кто выносит живого человека на кровати, не нарушает запрета Торы. Комментарий Тосафот разъясняет смысл сказанного: живой человек «сам себя несет». Т.е. человек, когда его несут, «поддерживает» свое тело и таким образом облегчает ношу. Соответственно, поскольку перенесение живых людей отличается от перенесения предметов, а для строительства Мишкана (Скинии) требовалось переносить только предметы, — переносить людей не запрещено Торой. (Выводы о том, какие действия запрещены в субботу, мудрецы сделали, изучая работы, производившиеся при строительстве Мишкана).

Сказанное относится только к перенесению человека (в том числе, ребенка), который может ходить самостоятельно. Поэтому переносить или везти на коляске больного, который не может передвигаться сам, или ребенка, который еще не умеет ходить, запрещено Торой.

Однако следует заметить: хотя, как было сказано выше, перенесение людей не запрещено Торой, оно запрещено мудрецами (Шулхан Арух 308:41).

Получается, что в субботу запрещено переносить на руках, в специальном рюкзаке или перевозить в коляске ребенка, который умеет ходить сам, там, где нет эрува, т.к. это запрещено мудрецами. Переносить же ребенка, который не умеет ходить самостоятельно, запрещено Торой.

Если ребенок еще не может ходить полностью самостоятельно, разрешено вести его за руки и помогать передвигаться, если он сам поочередно переставляет ноги (Шулхан Арух 308:41).

В определенных случаях, например, ради выполнения заповеди, разрешено попросить нееврея, чтобы он перенес или перевез на коляске ребенка, который умеет ходить сам. В данном случае действует обычное правило: разрешено попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, если это необходимо для выполнения заповеди (Шулхан Арух 307:5). В каких именно случаях разрешено попросить нееврея перенести ребенка, который не умеет ходить сам, — следует проконсультироваться с раввином.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Краткие законы соблюдения субботы 45. Перенос предметов. Эрув

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.

Краткие законы соблюдения субботы 48. Забыл и вынес в шабат

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Необходимо остерегаться, чтобы не выходить из дома в шабат в непроверенной одежде. При переносе случайно забытых в кармане предметов нарушаются другие запреты.

Как правильно сделать пояс для ношения ключей в субботу?

Рав Яков Шуб

Он непременно должен держать брюки вместо ремня?

Ступеньки, ведущие к синагоге, покрылись льдом. Можно ли посыпать их солью в субботу?

Рав Яков Шуб

А какие проблемы с посыпанием льда солью?


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше