Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тот, кто испытал чувство симпатии, любви, понимает, что Тора подразумевает под чужим человеком. Ему не нужно объяснять, что означает «возлюби ближнего своего как самого себя».

Как мы уже объяснили в предыдущей главе, у каждого есть хотя бы маленькая искорка альтруизма, желания отдать. Человеческая природа такова, что даже самый алчный стяжатель и эгоист не может полностью затушить эту искорку. Ведь если бы человек мог полностью избавиться от желания отдавать, мир бы прекратил существование! Люди бы не создавали семьи и не рожали детей. Поэтому, создал Всевышний этот мир таким образом, что искорка альтруизма никогда не гаснет полностью.

Тем не менее, есть эгоисты, у которых желание давать развито очень и очень плохо. Поэтому, даже когда они ищут объект для своих благих деяний, то выбирают только тех, кто им больше всего нравится. Только своим любимцам они готовы давать и помогать, только по отношению к ним они испытывают тёплые чувства. Вокруг них образуется определённый круг приближённых. Тот, кто принадлежит к этому кругу ‒ члены семьи, родственники, друзья и приятели ‒ считаются «своими». Все остальные ‒ посторонние, чужие. А с посторонними можно конкурировать. У них можно брать, отнимать; их можно обманывать и грабить. По отношению к чужим, стяжатель в полной мере проявляет свою неимоверную алчность, неудержимое стремление забрать; он не гнушается никакими методами, что бы заработать за их счёт.

Уважаемый читатель, пожалуйста, задумайся, обрати внимание: человек любит того, кому даёт! Тот, в кого он вкладывает душевные и физические силы, становится частью его самого! Именно к нему он испытывает чувство близости.

Тот, кто хоть раз испытал чувство симпатии, любви, поймёт, что чужой человек ‒ это человек, которому он пока не сделал ничего хорошего, ничего не дал, никак не поддержал. А если начнёт помогать, давать всем, кто встречается ему на жизненном пути, то почувствует, что все его близкие, все его добрые друзья. Ведь он принял участие во всех, поэтому теперь у него есть доля в жизни каждого из них; все они в той или иной степени стали частью его самого.

Человеку, который удостоился достичь столь высокого уровня самоотдачи, не нужно объяснять, что означает «возлюби ближнего своего как самого себя» (Вайикра 19:18). Для него это самоочевидно. Он действительно способен любить другого как самого себя в прямом смысле этого слова ‒ он перестаёт ощущать разницу между собой и другим. (См. книгу Рава Моше Хаима Луцатто «Пути праведных», гл. 11.) Граница между ним и ближним стирается. Вместо неё появляется ясное чувство, что, на самом деле, он и ближний его ‒ это один человек; это он сам.

Печатается с разрешения переводчика р. Берла Набутовского и фонда «Беерот Ицхак»


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше