Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Люди испытывают желание помогать ближним и быть в их компании. Недаром одинокие заводят домашних животных.

Нет в мире человека, у которого бы не было хотя бы маленькой искры, тени желания давать. Это становится очевидно, когда человек радуется. Радость не может быть полной, если её не разделить с другими. Стремление к компании других людей очень глубоко заложено в человеческую природу. Вот доказательство тому: одиночное заключение считается тяжелейшим наказанием. Почему же человек нуждается в обществе? По тому, что в душе его проклёвывается стремление отдавать!

Кроме того:

Каждый человек хочет иметь детей. Желание это возникает по двум причинам:

1. Он чувствует, что дети будут продолжением его самого после того, как он покинет этот мир.

2. Он испытывает необходимость в объекте бескорыстной любви и безвозмездной самоотдачи.

Поэтому, мы нередко наблюдаем, что бездетные семьи стремятся взять приёмных детей на воспитание. И эти дети становятся полноценными членами семьи. Есть такие, которые заводят собаку или ещё какое-нибудь животное. И заботятся и ухаживают за этим животным не меньше, чем в иной семье ухаживают за детьми. И это ещё один признак того, что необходимость отдавать заложена в самые глубины нашей души.

Тут мы должны задать себе важнейший вопрос: мы уже заметили, что самоотдача и любовь тесно связаны друг с другом. Что же является причиной, а что следствием? Любовь вызывает желание давать объекту любви, или наоборот, самоотдача вызывает любовь?

Мы привыкли думать, что желание давать появляется в результате любви, что у каждого возникает естественное желание давать любимому человеку. На самом же деле, всё происходит совсем иначе. Человек больше всего любит результаты своей созидательной деятельности. В процессе создания, человек вкладывает в работу часть себя. Поэтому, результаты собственных трудов вызывают у человека чувство необычайной близости. Будь это ребёнок, который родился у него, или ученик, которого он воспитал, или животное, которое приручил, или растение, которое посадил и взрастил; будь это даже неодушевлённый предмет, например, дом, который он построил — к любому из них человек испытывает сильнейшую привязанность. Причина того — мы неразрывно связаны с делами рук своих, потому что часть нашего существа вложена в них.

Наши мудрецы уже заметили и подчеркнули эту черту человеческого характера. Написано в трактате Дерех Эрец Зута (гл. 2): если хочешь всей душой возлюбить ближнего, прими в нём участие, активно добивайся его пользы.

Любовь, которая возникает в результате вложения сил в благополучие ближнего, и даже в создание неодушевлённого предмета, неимоверно сильна. Об этом свидетельствует сама Тора. (Ведь Тора Вс-вышнего является единственным исчерпывающим источником познаний, относящихся к человеческому духу. Вс-вышний создал человека, со всей его бесконечной сложностью и глубиной, поэтому только Он, Творец, до конца знает все тонкости работы его души.)

В 20-ой главе книги Дворим в Парше Шойфтим перечисляются люди, которые не обязаны участвовать в войне. Коэн стоит перед войском и взывает к следующим категориям людей:

Кто построил новый дом и не обновил его…

И кто насадил виноградник и не почал его…

И кто обручился с женой и не взял ее…

Все они возвращаются домой, не приняв участие в военных действиях. И все люди, относящиеся к этим категориям, имеют одинаковое право вернутся. Тора уравнивает их. Получается, что любовь к построенному дому и к насаженному винограднику приравнивается к любви к невесте. Причина этого заключается в том, что человек испытывает горячую любовь по отношению к результатам своей деятельности ‒ до такой степени, что её можно сравнить с любовью между женихом и невестой!

Эта любовь, несомненно, возникает в результате самоотдачи!

Расскажу интересную историю, свидетелем которой стал я сам.

Я был знаком с одной молодой парой. Их ребёнок был самым дорогим, из всего, что у них было. Он был источником их самой большой радости, объектом самой пламенной любви. И вот настал страшный день, когда к их городу стал приближаться война. Всем пришлось бежать, что бы не оказаться в зоне военных действий. Получилось так, что враг разделил семью: отец и ребёнок оказались по одну сторону фронта, а мать по другую. И так, к их величайшему горю и сожалению, война разделила их на несколько лет. И только после окончания войны и заключения мирных договоров, им удалось воссоединиться. Конечно, вновь обрести близких, после столь тяжёлой и продолжительной разлуки, было величайшей радостью для всех.

Тем не менее, скоро стало очевидно, что восполнить то время, которое члены семьи провели отдельно друг от друга невозможно; шрамы оставленные долгой разлукой неизлечимы. Это выражалось в том, что любовь между отцом и сыном была намного сильнее, и связь между ними намного крепче, чем связь между сыном и матерью. Она оставила его маленьким ребёнком, а теперь он такой большой! Ей было очень трудно представить себе, что это тот самый малыш, по которому она так сильно, так горько скучала все эти годы. Этот был совсем не такой. Матери казалось, что это вовсе не её маленький сынок, а какой-то другой человек. Конечно, она прекрасно понимала, что это всего лишь эмоции, игра воображения. Но всё же…

Почему так получилось? Это объясняется просто. Все эти годы отец растил своего ребёнка и ухаживал за ним. На него легли все обязанности по воспитанию. Он вынужден был не только исполнять роль отца, но так же освоить ремесло матери. А мать, в силу обстоятельств, невольно осталась не у дел.

Поэтому, вся та сила любви, которая обычно возникает у матери за годы самоотверженного ухаживания за ребёнком, перешла к отцу. В течение всего периода разлуки, отец как бы забирал у матери её порцию любви по отношению к сыну. Это произошло в результате того, что ему пришлось вложить удвоенные усилия в заботу о ребёнке.

(Интересно заметить, что подобная история произошла с автором этого эссе. Все годы войны он был отрезан от своей жены и детей. Рав Деслер жил в Англии, в то время как его семья застряла в военной Литве, и позже была депортирована в Австралию и спасена от поголовного уничтожения евреев Литвы местными нацистами. К счастью, по крайней мере часть того времени, что они были разлучены, у семьи Деслер была возможность переписываться. Рав Деслер принимал активнейшее участие в воспитании своих детей с помощью писем. Некоторые из этих писем вошли в сборник Сефер Зикарон Михтав МеЭлийагу. ‒ прим. переводчика.)

[Следующий отрывок эссе требует краткого разъяснения. Написано в книге Шмос 23:5: «Если увидишь осла твоего ненавистника лежащим под ношей своей, то откажешь помочь ему? Помоги (развьючить) с ним.» И написано в книге Дворим 22:4: «Не должен ты, видя осла твоего брата или его быка, упавших в пути, устраниться от них; поднять должен ты вместе с ним.» То есть, Тора заповедовала нам выполнять две похожие заповеди: первая относится к человеку, который увидел, что животное, принадлежащее другому, упало под тяжестью ноши. В этом случае, есть особенная заповедь помочь хозяину развьючить скотину. Вторая, к человеку, который увидел, что ноша упала с животного на землю. В этом случае, есть заповедь помочь хозяину поднять груз и снова навьючить животное. Талмуд в трактате Бава Мециа 32а-б обсуждает эти заповеди. Там также рассматривается гипотетическая ситуация, при которой человек столкнулся с обеими заповедями одновременно: у одного, осёл упал под тяжестью груза, а у другого, груз упал с осла. Талмуд говорит, что при таких обстоятельствах, нужно в первую очередь помочь освободить упавшего осла от навалившегося на него непосильного бремени. Ведь животное страдает под тяжестью придавившего его веса! (Отсюда Талмуд также выводит запрет мучить животных.) И только освободив животное первого, нужно начать помогать второму. Но, говорит Талмуд, из этого правила есть исключение. Если та скотина, которая упал под тяжестью груза, принадлежит твоему другу, а вторая, с которой груз упал, твоему ненавистнику, то надо в первую очередь помочь ненавистнику. Почему? Что бы побороть своё злое начало, говорит Талмуд! Отсюда мы должны выучить, что борьба с дурными наклонностями важнее, чем помощь страдающему животному. Автор эссе заметил, что из этого отрывка можно извлечь ещё один важный урок…]

Сказали мудрецы (в Талмуде, трактат Бава Мециа 32б): «увидел, что осла друга надо разгрузить, а осла ненавистника навьючить ‒ заповедь сначала заняться ослом ненавистника! И это для того, что бы побороть свое дурное начало, так как это более важно.» Хотя разгружая упавшего осла, мы избавляем его от страданий, что тоже является заповедью из Торы, в первую очередь Талмуд обязал нас бороться со своими отрицательными качествами. Но здесь есть ещё одна важная деталь! Когда человек старается помочь своему врагу, то ненависть уходит из сердца помогающего. На её место приходит любовь. Причина этой любви заключается именно в том, что он безвозмездно отдал другому часть своего времени, часть своих сил, часть себя. Тот, кто привык замечать то, что происходит вокруг него, обязательно увидит множество подобных случаев ‒ возникновение тёплых, дружеских отношений в результате бескорыстной помощи попавшему в беду человеку.

Из всего, что было сказано выше, нужно заключить следующее: человек не лишается того, что отдал другому. Наоборот, тот, кому он даёт, в определённом смысле, становится частью его самого. Ведь он вложил в ближнего долю своего существа! Когда люди готовы постоянно и бескорыстно давать друг другу, между ними возникает тесная связь, глубокие чувства. Именно это чувство мы называем «любовь»!

Печатается с разрешения переводчика р. Берла Набутовского и фонда «Беерот Ицхак»