Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно сделать пояс для ношения ключей в субботу?

Темы: Эрув, Суббота, Яков Шуб

Отложить Отложено

Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать пояс для ношения ключей в Шабат? Он непременно должен держать брюки вместо ремня, либо его просто можно носить поверх одежды?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. В субботу запрещено переносить ключ из одного владения в другое в месте, где нет эрува. Такое действие является нарушением запрета оцаа — переносить предметы из одного владения в другое, одной из 39 работ, запрещенных в субботу. Запрещено переносить ключ независимо от того, находится он в руке, в кармане или просто висит на ремне. Как же поступать человеку, который живет там, где нет эрува? Ведь невозможно оставить дверь открытой или всю субботу находиться дома?

Чтобы решить эту проблему, необходимо сделать так, чтобы ключ был частью ремня. Перечислим некоторые «патенты»:

1. Разрешено (до субботы) разобрать пряжку ремня и вместо язычка вставить ключ. Таким образом, ключ станет неотъемлемой частью ремня и его можно будет переносить в субботу (Рамо 301:11, Мишна Брура 301:45).

2. Более простой вариант — взять резинку такой длины, чтобы она охватывала талию, привязать один конец к отверстию ключа, затем надеть резинку на пояс и привязать второй конец также к отверстию ключа. Получается, что ключ соединяет два конца резинки и, таким образом, является частью пояса. (Если резинку привязывают в субботу, то следует привязать её «бантиком»).

3. В Европе, я видел, используют так называемый шаббас гартл (субботний пояс), т.е. специальную резинку, к которой изначально с двух сторон прикреплены карабины, которые затем вставляются в отверстие на ключе. В данном случае также ключ соединяет два конца резинки и поэтому является частью пояса.

4. Если необходимо перенести несколько ключей, то их также следует последовательно вставить в пояс с помощью колец или дополнительных резинок так, чтобы они вставлялись в отверстие ключа и являлись продолжением пояса.

Надо отметить: все указанные «патенты» разрешено использовать только в том случае, если при этом человек не надевает другой ремень или пояс. Причина запрета: в этом случае один из ремней не несет никакой функциональной нагрузки. Поэтому мудрецы запретили его перенос (Рамо 301:36, Мишна Брура 301:133). Однако если человек надевает несколько «одежд», например, брюки и пиджак, то разрешено надеть один ремень поверх брюк, а второй — поверх пиджака.

Также необходимо, чтобы пояс не просто свободно болтался, а сидел плотно, т.к. в этом случае считается, что ключ способствует поддержанию ремня и является его частью (Шмират Шабат кэ-Илхата 18:190).

С уважением, Яков Шуб

Смотрите: Эрув. Запрет «Оцаа»

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше