Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему наши праотцы в Египте получили тесто для мацы чудом, без напряженного труда?

Темы: Песах, Маца, Духовность, Рав Натан Агрес, Исход из Египта, Самосовершенствование, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Огромное спасибо за очень подробный ответ на мой вопрос об истории «выхода из Египта». Но у меня за это время появился еще один вопрос, надеюсь, Вас не затруднит на него ответить.

Вы упомянули, что маца символизирует йецер а-тов («доброе стремление», стремление к добру), а хамец — йецер а-ра («дурное стремление», влечение к злу): лень, гордыню и т.п. Соответственно, предпасхальная очистка дома от хамеца олицетворяет внутреннюю работу по очищению своей души от этих негативных качеств. Но тогда почему наши праотцы в Египте, будучи на 49-ой ступени нечистоты, получили незаквасившееся тесто при помощи чуда, без напряженной духовной работы?! Почему же для нас сейчас та же маца стала символом тяжелой духовной (да и физической) работы? Заранее большое спасибо. О.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемая О.,

Спасибо за интересный вопрос.

Как известно, на исходе первого дня Песаха мы начинаем отсчитывать дни от принесения меры (омера) ячменя в Храм — Сфират а-Омер, 49 дней до праздника Шавуот (50-ый день). В каббалистических книгах сказано, что в первый день Песаха (15 нисана) Всевышний Сам поднял весь народ на невероятную духовную высоту — 49 врат мудрости в противовес 49 ступеням нечистоты. Это было сделано для того, чтобы дать им почувствовать, реально ощутить вкус святости и близости к Создателю, т.к. и в этом мире, и в будущем нет большего наслаждения, чем ощущение причастности к Нему (Месилат Йешарим, гл. 1).

Но как только окончился первый день Песаха, они опустились на свой прежний уровень — чтобы подняться на эту высоту теперь уже собственными усилиями. Тора (в гл. Бешалах и далее) описывает те испытания, которым подвергся народ после выхода из Египта по пути к горе Синай.

В действительности то же самое происходит в дни Песаха и с нами тоже. Это стало духовным законом, действующим из года в год. И если мы не ощущаем этого, то только потому, что наша духовная чувствительность притуплена.

Кстати, многие из тех, кто удостоился вернуться к Традиции, свидетельствуют, что в первый период ощущали колоссальный духовный подъем, близость к Творцу и «мелкость», в сравнении с этим, повседневного быта. Но в какой-то момент это возвышенное ощущение покидало их, и они снова обнаруживали себя в будничной рутине материальности. Многих это приводит в отчаянье или в состояние депрессии, но, как мы видим, то же самое происходило со всем еврейским народом при его зарождении. Человека, находящегося в таком состоянии, сравнивают с маленьким ребенком, только начавшим ходить. Сначала отец держит его за руку, помогает передвигать ноги, оберегает от падения. Но на каком-то этапе, когда становится ясно, что малыш уже способен ходить самостоятельно, ради его же пользы родители предоставляют ему возможность ходить самому.

Так же и Всевышний: на начальном этапе Он поднимает человека из духовного болота, в которое тот угодил, дает ему почувствовать духовную свободу, вкус истинной жизни. Но в дальнейшем Он требует от нас самостоятельной работы, преодоления испытаний и трудностей. Ведь вся цель творения была — «заплатить» человеку за его труд, когда за каждым действием стоит только его собственный свободный выбор.

Маца, не содержащая йецер а-ра, соответствует высокому духовному уровню. Но этот уровень не самоцель, а только средство очистить и подготовить нас к упорной работе, имея дело уже с хамецом. Семь дней Песаха — это своего рода «духовная диета», позволяющая употреблять хамец в течение всего остального года.

На 50-ый день, в праздник Шавуот, в Храм приносили квасные хлебы: показать, что за эти 49 дней следовало достичь 49 уровней познания, преодолевая испытания и йецер а-ра. И еще это подчеркивало в день дарования Торы, что вся цель Торы — помочь человеку возвыситься, подняться, но не путем игнорирования телесной составляющей или отрыва от нее, а с помощью исправления своих качеств и возвышения телесных потребностей до необходимого духовного уровня.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше