Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Агарь и Кетура — одно лицо?

Темы: Хаей Сара, Авраам, Изучение Торы, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемые раввины! Вопрос по главе «Хаей Сара». Определенно не ясно, являются ли служанка Сары Агарь и Кетура одним лицом? Тора не сообщает ни слова о том, что Агарь было дано новое имя «Кетура», и не говорит нам, что это один и тот же человек. Однако комментарии Раши отождествляют Агарь с Кетурой. Немного исследовав данный вопрос, прибег к книге Иосифа Флавия «Иудейские древности», где не нашел ни намёка на то, что Агарь и Кетура — одно лицо. Более того, на «Толдот» наткнулся на статью раввина Александра Красильщикова под названием «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции 5. Выбор Лота», где Рав приводит следующие слова: «В общей сложности Аврам имел трёх жён. Каждая из них принадлежала к одному из родов Ноаха. Сарай происходила от Шема, Кетура — из семьи Яфета, а Агарь принадлежала к потомкам Хама».

Становится очевидным, что мнения ученых евреев по этому поводу разнятся. В свою очередь, хочу заметить, что Тора очень бережно преподносит события, связанные с Авраамом и людьми, которые связаны с ним. Эти события нам повествуют о становлении целых народов и их предназначении в будущем. Именно поэтому в Торе скрупулезно приведены все имена жен, наложниц и их детей. Именно Тора сообщает нам о том, в какую сторону ушли Агарь с Ишмаэлем и в какую — Кетура и её 6 сыновей. Тора оберегает нас на все века, чтоб мы не заблуждались, и достаточно понятно и верно преподносит нам те события, которые были в прошлом. Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари (праматери целого арабского народа), не войти в описание Торы, давая нам (потомкам) двоякое понимание о происхождении целых народов Европы, Ближнего и Дальнего востока?!! Y.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Y.!

Вы очень хорошо проанализировали источники. Даже тех цитат, которые Вы привели, достаточно, чтобы дать положительный ответ на Ваш вопрос. Многие очень важные с точки зрения историков события не нашли никакого отражения в Торе, зато иногда она «тратит» довольно много слов, повторяя какие-то, казалось бы, незначительные детали, вместо того, чтобы обобщить их.

Разумеется, необходимо объяснение, почему Тора поступает так. Боюсь, что я не в состоянии раскрыть такую важную тему должным образом, однако основной ключ к ней, думается, вот в чем. Слово «Тора» происходит от корня со значением «учить», «обучать», из чего следует — ее назначение не в том, чтобы донести до нас те или иные исторические сведения, а в том, чтобы НАУЧИТЬ нас, как правильно и хорошо жить. Иногда она учит нас на примере поступков праведников, иногда — прямым текстом излагая законы, а иногда и тем, что умалчивает о чем-либо, или, наоборот, «чересчур» распространяется.

В имени Ктура для нас главным является то, что оно символизирует ее праведность. Именно это Автор Торы посчитал необходимым донести до нас.

C уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше