Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Б-г — один; нет двух богов или более, — лишь один. Он единствен, и ничто в этом мире не единственно и не едино настолько, чтобы сравниться с Ним в этом. Единство Его нельзя понимать как единство деталей, составляющих общее»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 1, 7

Вот, заболел

30 ноября 2011, 05:25

Отложить Отложено

Два дня пролежал, выпав из окружающего мира[1]. Мне кажется, что в серьезной болезни самое несимпатичное – то, что теряется вкус к жизни. Все становится пресным и неинтересным.

Никому о своем состоянии особо не сообщал – чтобы людей не утруждать. Ни соседи не узнали, ни друзья. Только дочь из Иерусалима подъехала, да младший сын постоянно присаживался ко мне на кровать, участливо спрашивал: чем помочь? что принести? и пр. Ну, и конечно, жена ухаживала. Сестра из-за границы позвонила, утешила как могла. Ученики порывались приехать – еле отговорил. Рав Арье Левитан тоже по телефону пожелал скорейшего выздоровления.

Но кроме них – никто ко мне не пришел, никто не успокоил, ох, бедный я, бедный.(((

А когда "оклемался", стал перечитывать свои статьи и конспекты к урокам на тему бикур-холим, заповеди навестить больного. Прочитал комментарии к главам книги Берешит: Всевышний навещает ослабевшего Авраама, Йосеф спешит к заболевшему отцу.

В Танахе и Талмуде многое нашел, повторил с толкованиями. Вот, например, пророк Йешаяу, преодолев свою гордость, идет к умирающему царю Хизкияу (Брахот 10). А вот, к раби Элиэзеру приходят его ученики, чтобы услышать от него последний урок (там же, лист 28).

Еще один замечательный отрывок (там же, лист 54[2]):

רב יהודה חלש ואתפח  Рав Йеуда заболел и излечился.  על לגביה רב חנא בגדתאה ורבנן  Пришли к нему рав Хана Багдадец и мудрецы.  אמרי ליה  Сказали ему мудрецы:  בריך רחמנא דיהבך ניהלן ולא יהבך לעפרא  благословен Милосердный за то, что отдал тебя нам (вернул) и не отдал тебя земле.  אמר להו  Сказал им рав Йеуда:  פטרתון יתי מלאודויי  вы освободили меня от обязанности благодарить Всевышнего за выздоровление[3].

** **

Когда заболел рабан Йоханан бен Закай, к нему пришел раби Ханина бен Доса. Взял больного за руку и "достал" того из болезни. Интересно, что до этого таким же способом сам рабан Йоханан бен Закай излечил другого мудреца – раби Хию бар Аба. И в конце триптиха приводится история, когда раби Йоханан пришел с визитом к больному раби Элазару. Посидел рядом с ним и, поскольку в комнате было темно, освятил ее своей рукой. После чего тоже излечил старшего товарища указанным выше способом. (Все примеры из Брахот 5.)

 

** **

И еще я перечитал свои же конспекты, куда давно-давно отобрал массу историй из жизни праведников недавнего прошлого – про то, как они посещали больных.

Короче, лежал и боролся со слабостью, а меня навещали наши праотцы, мудрецы Талмуда и святые евреи всех поколений.

По-моему, я изобрел новый способ самоизлечения, нет? )))

** **

Вот одна из историй. Это уж прямо об мне[4]. (Даю, как всегда в конспекте, ибо на редактуру текста сил еще нет.)

У раби Шломо Залмана Ойербаха, зацаль, был обычай в первые десять дней месяца тишрей (ямим нораим) посещать больницы и дома для престарелых (батей авот) – чтобы поздравить людей с праздниками.

Обычно он заходил в ближайший к своему дому бейт-авот – "Навэ-Симха". Там он обязательно посещал старого рава и талмудиста, раби Элиэзера Коэна.

Однажды он вошел к нему в комнату в сопровождении своего сына раби Шмуэля[5]. Рав Коэн спал. (Он был очень стар.)

Рав Ойербах сказал сыну: "Разбуди его".

Тот испугался: "Как можно будить спящего человека, да еще старика?!"

Рав Ойербах сказал: "Он спит не потому, что ему хочется спасть или он устал. Он спит, потому что его никто не навестил".

Подошел и, сказав: "Надо его обрадовать", – начал его будить: "Раби Лейзер, поднимайся, к тебе пришли гости, встречай их".

Тот раскрыл глаза и увидел, что над ним стоит глава поколения, который пришел его навестить. Они потом проговорили о Торе долгий час, после чего рав поздравил старика с Новым годом и ушел.

К обеду пришел к раву Коэну его внук. И он ему сказал: "Смотри, насколько праведен и мудр раби Шломо Залман. Прочие важные гости, когда приходят ко мне и находят меня спящим, уходят, оставив записку – дескать, были и ушли. И меня это расстраивает еще больше, чем если бы они вовсе не приходили. Ведь мне надо поговорить с людьми – а не просто узнать, что они были и ушли. Но раби Шломо Залман знает, чем успокоить мое сердце! Он меня разбудил и обрадовал.

** **

Если кто приболел или чувствует слабость или переутомление – полного вам излечения и облегчения от недугов. Амен.

 


 

[1] Болезнь начала проявляться непосредственно перед уроком на Толдот.ру в прямом эфире – вечером в нынешний понедельник. Урок дал с трудом. (Сами посмотрите, какой я на экране сирый и убогий.) Обратно меня заботливо довез праведник и мой друг – реб Арье Брук, техник студии. Огромная ему за это благодарность.

 

[2] Вы уж извините, что привожу примеры главным образом из Брахот. Просто у меня непростые отношения с этим трактатом – читаю и перечитываю.))

 

[3] А почему так – этого я вам не скажу. Сами посмотрите в тексте.

 

[4] Видео-урок "У нас гости". Эта история там где-то ближе к концу, посмотрите.

[5] Один из самых авторитетных раввинов наших дней. Он присутствовал на свадьбе одной из моих дочерей (кстати, той самой, которая вчера приехала меня навестить и пожелать выздоровления). 

Теги: Видео-урок, Темы Торы