Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя есть мясо и рыбу вместе в одной посуде?

Темы: Кашрут, Забота о здоровье, Яков Шуб

Отложить Отложено

1. Если рыба и мясо пеклись вместе в одной печи — в разных противнях, но не закрытые сверху — можно ли кушать эту еду после приготовления? 2. Почему нельзя кушать рыбу и мясо вместе из одной посуды? Будьте здоровы.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Перечислим некоторые законы, в которых говорится о запрете употреблять в пищу мясо и рыбу вместе.

1. Запрещено употреблять в пищу мясо и рыбу вместе (Шулхан Орух, Йорэ Дэа 116:2). Причина запрета в том, что это опасно для здоровья. Наши мудрецы объясняют, что природа мяса и природа рыбы противоположны. Мясо богато жирами и разогревает тело, а рыба, наоборот, расщепляет жиры и охлаждает тело, поэтому есть их вместе опасно для здоровья.

2. Разрешено есть мясо после рыбы или рыбу после мяса. При этом необходимо в промежутке съесть кусочек хлеба или другой пищи, а также выпить какой-либо жидкости. Сфарадим также обычно в промежутке моют руки (Шулхан Орух, Йорэ Дэа 116:3, Орэх Хаим 173:2). Если между зубами застряли кусочки рыбы или мяса, их необходимо вытащить.

3. Разрешено использовать одну и ту же посуду и столовые принадлежности для мяса и рыбы, однако в промежутке их необходимо тщательно вымыть.

4. Если два человека едят за одним столом, то разрешено, чтобы один ел рыбу, а другой — мясо. Однако обычно рыбу и мясо подают на стол друг за другом, а не вместе (Шевет а-Леви 3:111).

5. Запрещено варить или жарить мясо и рыбу в одной посуде. Даже если их случайно сварили или пожарили вместе, они будут запрещены в пищу.

6. Запрещено также готовить рыбу и мясо в одной духовке, даже если они находятся в разных, но непокрытых поддонах. Рамо (Шулхан Орух, Йорэ Дэа 116:2) говорит, что если по ошибке их уже приготовили в одной духовке, нет запрета употреблять их в пищу. Однако многие современные галахические авторитеты полагают, что поскольку наши духовки устроены иначе, чем печи прежних времён, в этом случае также не следует употреблять их в пищу. При острой необходимости или когда это связано с финансовыми потерями, следует обратиться к компетентному раввину.

С уважением, Яков Шуб

Смотрите: Рыба за 1000 долларов

Материалы по теме


Слово «Макаби» — аббревиатура стиха из Торы «Ми камоха баэлим Ашем», который стал девизом восставших. Отсюда и прозвище семьи священников Хашмонаим — Маккавеи (на иврите «Макабим»). Они удостоились помощи Свыше и довели восстание до победного конца. Именно в это время произошло чудо с храмовым маслом, которое мы отмечаем зажиганием ханукальных свечей. Но когда Хасмонеи воссели на царском троне, это не привело ни к чему хорошему: их правление завершилось не так удачно, как поднятое ими восстание. Читать дальше

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

Йеуда аМакаби (Маккавей)

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Йеуды по прозвищу Макаби (в рус. транскрипции Маккавей )

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).