Добрый день, почему индюшка разрешена в еду? Ведь в Европу индейку завезли около 500 лет из Нового Света и, соответственно, на тот момент не было традиции употребления ее в пищу у евреев. Правда ли, что есть семьи, в которых не едят мясо индейки? С Уважением, Тимур, Москва
Уважаемый Тимур, большое спасибо за Ваш вопрос. Когда европейские поселенцы прибыли на американский берег в 15 веке, они нашли новые для себя виды флоры и фауны, которые культивировались коренными американцами. Некоторые из этих растений и животных поселенцы сразу сочли пригодными в пищу. Они тоже начали выращивать их, а некоторые виды даже привезли с собой в Европу. Евреи вскоре отправились по следам других европейцев к берегам Америки, и их также приветствовал этот уникальный мир американской флоры и фауны. Однако им было необходимо не только освоить навыки выращивания и приготовления новых деликатесов, но и получить ответы на всевозможные галахические вопросы, касающиеся новых видов растений и животных.
Вопросы, касающиеся кашерности ранее неизвестных видов птиц, оказались гораздо более сложными, а некоторые остались нерешенными по сей день. Принять решение о статусе птиц гораздо сложнее, чем о статусе животных и рыб. Тора (Ваикра 11:1—27 и Дварим 14:3—20) четко определяет признаки кошерности того или иного вида животных. Кошерными считаются те виды млекопитающих, которые отрыгают жвачку и имеют полностью раздвоенные копыта. Что касается рыб, признаки их кошерности также есть в Торе (Ваикра 11:9—10; Дварим 14:9—10): кошерными считаются те виды, у которых есть чешуя и плавники.
Что же касается птиц — Тора не дает четких признаков, по которым можно отличить кошерные виды от некошерных. Тора просто предоставляет список — 24 вида птиц, которые не являются кошерными (Ваикра 11:13—19, Дварим 14:11—18, см. также Хулин 63 б).
Хотя в Письменной Торе нет четких признаков, по которым можно определить кошерность птиц, Устная Тора все же приводит четыре критерия, которые помогают их «квалифицировать». В Мишне Хулин 3:6 сказано:1) Любая хищная птица некошерна; любая птица, у которой имеется 2) дополнительный палец, 3) зоб, 4) легко отделяющаяся внутренняя кожица пупка (куркеван), является кошерной.
Шулхан Арух (82:3) приводит эти признаки. Рамо, в свою очередь добавляет, что нельзя полагаться только на них, необходимо также, чтобы существовала традиция употребления в пищу тех или иных видов. Именно в этом решении Рамо и заключается основная проблема с кошерностью индейки, ведь, как было сказано выше, она относится к «новым» видам, которые были завезены из Америки в Европу.
Интересно отметить, что вопрос о кошерности индейки не рассматривался детально в тот период, когда она была завезена из Америки. Совершив «переезд» из Нового Света, она плавно приземлилась на кухнях домохозяек, став неотъемлемой частью рациона, в том числе и еврейских семей. Безусловно, это происходило с разрешения местных раввинов. Однако первые обширные галахические исследования, касающиеся кошерности индейки, датируются гораздо более поздним периодом. Так что они, скорее, отвечают на вопрос: «Почему мы едим индейку?», а не «Можно ли есть индейку?».
Перечислим несколько основных доводов в пользу кошерности индейки, которые приводятся в трудах наших мудрецов (Мэшив Давар, Йорэ Дэа 22, Аругат а-Босэм, Каф а-Хаим 8:21, Шоэль у-Мэшив, Двар Галаха 53 и пр.):
— сефардская традиция есть индейку появилась еще до того, как Рамо принял свое решение;
— в этом случае ашкеназим также полагаются на мнение Шулхан Аруха о том, что достаточно четырех известных признаков кошерности;
— существует традиция неизвестного происхождения употреблять индейку в пищу;
— ее статус как нехищной птицы может быть проверен;
— индейка является подвидом курицы;
— индейка может быть скрещена с другими кошерными видами и т.д.
В любом случае, сегодня кошерность индейки не вызывает сомнений и она повсеместно употребляется в пищу евреями как сефардского, так и ашкеназского происхождения.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Законы и обычаи месяца Ав
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Что кашерно для потомков Ноя?
Рав Бенцион Зильбер
Сегодня годовщина смерти бабушки. Можно ли есть мясо на трапезе, ведь скоро 9-е ава?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?