Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему индюшка разрешена в пищу?

Темы: Кашрут, Яков Шуб

Отложить Отложено

Добрый день, почему индюшка разрешена в еду? Ведь в Европу индейку завезли около 500 лет из Нового Света и, соответственно, на тот момент не было традиции употребления ее в пищу у евреев. Правда ли, что есть семьи, в которых не едят мясо индейки? С Уважением, Тимур, Москва

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Тимур, большое спасибо за Ваш вопрос. Когда европейские поселенцы прибыли на американский берег в 15 веке, они нашли новые для себя виды флоры и фауны, которые культивировались коренными американцами. Некоторые из этих растений и животных поселенцы сразу сочли пригодными в пищу. Они тоже начали выращивать их, а некоторые виды даже привезли с собой в Европу. Евреи вскоре отправились по следам других европейцев к берегам Америки, и их также приветствовал этот уникальный мир американской флоры и фауны. Однако им было необходимо не только освоить навыки выращивания и приготовления новых деликатесов, но и получить ответы на всевозможные галахические вопросы, касающиеся новых видов растений и животных.

Вопросы, касающиеся кашерности ранее неизвестных видов птиц, оказались гораздо более сложными, а некоторые остались нерешенными по сей день. Принять решение о статусе птиц гораздо сложнее, чем о статусе животных и рыб. Тора (Ваикра 11:1—27 и Дварим 14:3—20) четко определяет признаки кошерности того или иного вида животных. Кошерными считаются те виды млекопитающих, которые отрыгают жвачку и имеют полностью раздвоенные копыта. Что касается рыб, признаки их кошерности также есть в Торе (Ваикра 11:9—10; Дварим 14:9—10): кошерными считаются те виды, у которых есть чешуя и плавники.

Что же касается птиц — Тора не дает четких признаков, по которым можно отличить кошерные виды от некошерных. Тора просто предоставляет список — 24 вида птиц, которые не являются кошерными (Ваикра 11:13—19, Дварим 14:11—18, см. также Хулин 63 б).

Хотя в Письменной Торе нет четких признаков, по которым можно определить кошерность птиц, Устная Тора все же приводит четыре критерия, которые помогают их «квалифицировать». В Мишне Хулин 3:6 сказано:1) Любая хищная птица некошерна; любая птица, у которой имеется 2) дополнительный палец, 3) зоб, 4) легко отделяющаяся внутренняя кожица пупка (куркеван), является кошерной.

Шулхан Арух (82:3) приводит эти признаки. Рамо, в свою очередь добавляет, что нельзя полагаться только на них, необходимо также, чтобы существовала традиция употребления в пищу тех или иных видов. Именно в этом решении Рамо и заключается основная проблема с кошерностью индейки, ведь, как было сказано выше, она относится к «новым» видам, которые были завезены из Америки в Европу.

Интересно отметить, что вопрос о кошерности индейки не рассматривался детально в тот период, когда она была завезена из Америки. Совершив «переезд» из Нового Света, она плавно приземлилась на кухнях домохозяек, став неотъемлемой частью рациона, в том числе и еврейских семей. Безусловно, это происходило с разрешения местных раввинов. Однако первые обширные галахические исследования, касающиеся кошерности индейки, датируются гораздо более поздним периодом. Так что они, скорее, отвечают на вопрос: «Почему мы едим индейку?», а не «Можно ли есть индейку?».

Перечислим несколько основных доводов в пользу кошерности индейки, которые приводятся в трудах наших мудрецов (Мэшив Давар, Йорэ Дэа 22, Аругат а-Босэм, Каф а-Хаим 8:21, Шоэль у-Мэшив, Двар Галаха 53 и пр.):

— сефардская традиция есть индейку появилась еще до того, как Рамо принял свое решение;

— в этом случае ашкеназим также полагаются на мнение Шулхан Аруха о том, что достаточно четырех известных признаков кошерности;

— существует традиция неизвестного происхождения употреблять индейку в пищу;

— ее статус как нехищной птицы может быть проверен;

— индейка является подвидом курицы;

— индейка может быть скрещена с другими кошерными видами и т.д.

В любом случае, сегодня кошерность индейки не вызывает сомнений и она повсеместно употребляется в пищу евреями как сефардского, так и ашкеназского происхождения.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский