Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еще одно чудо связано с величием Торы. Насколько возвышенна она и как велика награда за ее исполнение. Ведь всем известно, что во всех деяниях человека можно обнаружить средства и цель, и при достижении цели должно быть получено непременно больше, чем было затрачено средств.

Например, человек содержит лавку, и прибыль с нее дает ему пропитание. Содержание лавки требует расходов — рубль в неделю, это мы назовем «средствами». Прибыль, которую он надеется получить с лавки — назовем ее «целью», — должна непременно быть больше, чем расходы. Если же у него большой магазин, содержание которого обходится в десять рублей в день, все равно прибыль, которую он рассчитывает получить, то есть «цель», должна быть больше расходов. А если мы увидим огромный дворец, построенный во славу царя, и на нем табличку с надписью, сообщающей, что на этот дворец потрачено сто миллионов, — эти сто миллионов будут лишь «средствами», а значит, достигнутая с их помощью «цель» должна быть еще больше. Состоит она, наверное, в том, чтобы поставить в столь величественном здании царский трон, на который воссядет венценосец.

Таким образом, можно сделать вывод: чем выше цель какого-то действия, тем больших усилий и больших расходов будет требовать само это действие; с другой же стороны, чем больших усилий потребовало действие, тем грандиознее должна быть его цель.

Но самое великое действие — это то, которое совершает Святой, благословен Он, лично, то есть творение небес и земли со всем, что в них есть. И мы знаем от Самого Б-ra, возвышенного и вознесенного, что это действие было средством, нужным для некоей цели; ясно также, что, не будь этой цели, и средства тоже не было бы. Всякий, кто задумается об этом, поймет, как грандиозна эта цель, как она непредставима и бесконечна! А ведь Писание совершенно точно говорит, что цель создания мира — это Тора, что только ради нее сотворены небеса, земля и природные законы. Про это есть целый стих у пророка Йирмийягу: «Так сказал Б-г: “Если бы не сотворил Я (то, что необходимо изучать) днем и ночью (то есть Тору, о которой сказано: “И произноси слова ее днем и ночью”. — Прим. пер.), законов небес и земли не устанавил бы Я”.»

Это стих — ответ тем, кто поддался на уговоры своего злого начала и лишил себя и своих детей заслуги изучения нашей святой Торы, подумав: «Какая в том польза?» Горе им, извращающим слова Б-га живого! Ведь Писание криком кричит, что и небеса, и земля, и все, что там есть, — лишь средство, целью же всего является Тора, истинное благо и залог вечной жизни, которая позволяет человеку воссесть на самом верху, рядом с Царем Почитаемым. Они же хотят, чтобы было наоборот, чтобы Тора была средством для достижения какой-то эфемерной цели. Об этом — вопль Писания: «Какой грех нашли во Мне отцы ваши?! (которые могли заслужить вечную жизнь предо Мной), что отдалились от Меня» — именно «от Меня».

Маханэ Исраэль, 11, в примечаниях

Зехор ле-Миръям, 19


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин