Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еще одно чудо связано с величием Торы. Насколько возвышенна она и как велика награда за ее исполнение. Ведь всем известно, что во всех деяниях человека можно обнаружить средства и цель, и при достижении цели должно быть получено непременно больше, чем было затрачено средств.

Например, человек содержит лавку, и прибыль с нее дает ему пропитание. Содержание лавки требует расходов — рубль в неделю, это мы назовем «средствами». Прибыль, которую он надеется получить с лавки — назовем ее «целью», — должна непременно быть больше, чем расходы. Если же у него большой магазин, содержание которого обходится в десять рублей в день, все равно прибыль, которую он рассчитывает получить, то есть «цель», должна быть больше расходов. А если мы увидим огромный дворец, построенный во славу царя, и на нем табличку с надписью, сообщающей, что на этот дворец потрачено сто миллионов, — эти сто миллионов будут лишь «средствами», а значит, достигнутая с их помощью «цель» должна быть еще больше. Состоит она, наверное, в том, чтобы поставить в столь величественном здании царский трон, на который воссядет венценосец.

Таким образом, можно сделать вывод: чем выше цель какого-то действия, тем больших усилий и больших расходов будет требовать само это действие; с другой же стороны, чем больших усилий потребовало действие, тем грандиознее должна быть его цель.

Но самое великое действие — это то, которое совершает Святой, благословен Он, лично, то есть творение небес и земли со всем, что в них есть. И мы знаем от Самого Б-ra, возвышенного и вознесенного, что это действие было средством, нужным для некоей цели; ясно также, что, не будь этой цели, и средства тоже не было бы. Всякий, кто задумается об этом, поймет, как грандиозна эта цель, как она непредставима и бесконечна! А ведь Писание совершенно точно говорит, что цель создания мира — это Тора, что только ради нее сотворены небеса, земля и природные законы. Про это есть целый стих у пророка Йирмийягу: «Так сказал Б-г: “Если бы не сотворил Я (то, что необходимо изучать) днем и ночью (то есть Тору, о которой сказано: “И произноси слова ее днем и ночью”. — Прим. пер.), законов небес и земли не устанавил бы Я”.»

Это стих — ответ тем, кто поддался на уговоры своего злого начала и лишил себя и своих детей заслуги изучения нашей святой Торы, подумав: «Какая в том польза?» Горе им, извращающим слова Б-га живого! Ведь Писание криком кричит, что и небеса, и земля, и все, что там есть, — лишь средство, целью же всего является Тора, истинное благо и залог вечной жизни, которая позволяет человеку воссесть на самом верху, рядом с Царем Почитаемым. Они же хотят, чтобы было наоборот, чтобы Тора была средством для достижения какой-то эфемерной цели. Об этом — вопль Писания: «Какой грех нашли во Мне отцы ваши?! (которые могли заслужить вечную жизнь предо Мной), что отдалились от Меня» — именно «от Меня».

Маханэ Исраэль, 11, в примечаниях

Зехор ле-Миръям, 19


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.