Темы: Ваехи, Рав Реувен Куклин, Яаков, Почитание родителей, Шма Исраэль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Шма Йисраэль», — сказали сыновья Йаакова ему перед смертью. Но алаха запрещает обращаться к отцу по имени. Почему приводится этот мидраш? А.
Уважаемый А.,
Вы правы. Мудрецы в трактате Псахим (56а) говорят, что когда Яаков перед смертью пожелал произнести пророчество о конце дней, пророческий дух внезапно покинул его. Яаков опасался: это произошло из-за того, что кто-то из его сыновей, возможно, является недостойным… Тогда все сыновья произнесли: «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш — Г-сподь один». Этим они хотели сказать, что все помышления их сердца, как и все помышления Яакова, направлены к Единому Б-гу. В соответствии с простым пониманием, говоря «Исраэль», они обращались к своему отцу, Яакову, которого звали также «Исраэль».
Тогда возникает правомерный вопрос: почему они обратились к отцу по имени? Ведь такое обращение является пренебрежительным! В Шульхан Арухе (Йорэ Дэа 240, 2) ясно сказано, что называть отца по имени запрещено.
Вопрос, который Вы задали, задаёт Шла (в комментарии на главу Вайехи). Его ответ: имя Яакова «Исраэль» означает власть и величие — ведь он получил это имя, когда победил ангела (и означает оно «Победивший ангела»), см. Берешит 32, 29. Таким образом, говорит Шла, обращение «Исраэль» может быть приравнено к обращению «господин наш». Разумеется, так обращаться к отцу детям не запрещено.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
На тему недельной главы Ваехи
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина