Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как-то лихо Йеуда приговаривает Тамар к сожжению...

Темы: Йеуда, Прелюбодеяние, Тамар, Бней Ноах, Смертная казнь, Овадья Климовский, Левиратный брак

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые равы! 1.Почему Иегуда счел Тамар ЗОНА (встретив ее на дороге), а посланный им адуламитянин (чтобы отдать обещанного козленка) ищет КДЕШУ? 2. Как-то лихо Иегуда приговаривает Тамар к сожжению. Она ведь официально ВДОВА и не состоит ни с кем в браке. Соответственно, обвинить в прелюбодеянии её нельзя(!), и является ли казнь сожжением именно той казнью, которой следует наказывать прелюбодейку? Тода раба. Дмитрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Дмитрий!

1. Кдеша и зона — синонимы, Тора использует оба слова.

2. Этот вопрос интересовал многих комментаторов. Их объяснения можно свести к трем основным: согласно первому, хотя Законы Торы в то время еще не действовали, семья Яакова и некоторые праведники исполняли их по возможности и тогда. Некоторые комментаторы говорят, что бейт-дин (суд) Шема постановил: вдова, официально ожидающая, что брат покойного мужа возьмет ее в жены, считается замужней. Поэтому ее поступок является прелюбодеянием. А поскольку Тамар была дочерью Шема (как приводят Раши и Тосфот), священника Всевышнего (Шем — он же Малки-Цедек), ее полагалось казнить через сожжение.

Согласно второму объяснению, такое постановление было вынесено в качестве меры устрашения. Бейт-дин имеет право в исключительных случаях наказывать нарушителей гораздо строже, чем им полагается по Закону Торы, если это поможет предотвратить подобные нарушения в будущем. Суд пользовался этим правом, когда люди начинали слишком легкомысленно относиться к тому или иному нарушению. Тогда очередного нарушителя наказывали строже — для устрашения. А здесь женщина из уважаемой семьи вдруг совершает такой грех (как полагали судьи).

Рамбан считает, что Йеуда лично приговорил ее к такому наказанию за… оскорбление царского достоинства — ведь он был вроде правителя в своей округе. Так как всем было известно, что Тамар, назовем это так, пусть и условно, но помолвлена с его младшим сыном, — подобное ее поведение расценивалось как «оскорбление короны». Способ же казни был выбран в соответствии с ее коэнским происхождением.

Раби Йеуда а-Хасид писал, что никто и не собирался казнить Тамар, слова же «будет сожжена» лишь означают, что ей следует выжечь на лбу клеймо (как было принято в некоторых мусульманских странах до недавнего времени, как пишет Мальбим), свидетельствующее о совершенном прелюбодеянии.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше