Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В какой последовательности говорить благословения?

Темы: Благословения на еду, Благословения, Биркат аМазон

Отложить Отложено

Здравствуйте. Хотела бы узнать про благословение Меэйн Шалош. На какие 5 видов фруктов их нужно говорить? И какая вообще последовательность фруктов по важности среди них? И если ты еще вдобавок съел булку, что первее благословляется — булка или плод? Спасибо.

Отвечает рав Берл Набутовский

Благословения — это достаточно обширная тема, требующая изучения. Тем не менее, попытаюсь кратко ответить на Ваш вопрос.

В первую очередь, очень важно не путать законы благословений до еды и благословений после еды. Начнём с благословений перед едой.

Благословений перед едой всего шесть: на хлеб говорят А-Моци («…Выводящий хлеб из земли»), на другие мучные изделия — мезойнес («…Сотворивший разнообразные виды пищи»), на вино — Борэй приа-гофен («…Сотворивший плод виноградной лозы»), на фрукты — Борэйприа-эц («…Сотворивший плод дерева»), на овощи — Борэйприа-адомо («…Сотворивший плод земли»), на всё остальное — ше-а-коль («…по слову Которого создано всё»).

Если Вы собираетесь есть булку или любой другой вид хлеба, то в большинстве случаев следует омыть руки и произнести А-Моци. Это благословение «подразумевает» все основные блюда, которые входят в трапезу, и других благословений перед едой не требуется.

Если Вы есть хлеб не собираетесь, порядок благословений следующий:

В первую очередь произносим мезойнес на мучные изделия (но не хлеб), приготовленные из одного из пяти злаков: пшеницы, ячменя, полбы, ржи или овса. Если перед Вами рис, или пшено, или блюдо из риса, то перед тем, как его есть, тоже следует произнести мезойнес.

Потом произносим благословения на:

1. Вино — Борэй приа-гофен

2. Оливки

3. Финики

4. Виноград

5. Инжир

6. Гранат

7. Любой другой фрукт, растущий на дереве, — все Борэйприа-эц.

8. Овощи, растущие на земле или на кусте (включая бананы), — Борэй при а-адомо.

9. Всё остальное — ше-а-коль.

Благословения Мэ-эйн шалош, о которых Вы спрашиваете, относятся к благословениям после еды. Их всего три вида:

:

1. Биркас а-Мазон, которое произносится после трапезы с хлебом. Если Вы произносите Биркас а-Мазон, то «подразумеваете» всё, что съели, и никакого другого благословления произносить не требуется.

2. Благословение Мэ-эйн шалош (Завершающее «тройное» благословение), которое произносится (а) после употребления мучных продуктов из пяти злаков (но не из риса и пшена), (б) вина и (г) пяти видов фруктов, упомянутых в списке выше. Если Вы ели, скажем, печенье с финиками, то необходимо упомянуть и аль а-михья («за пищу и средства к существованию») и аль а-эц вэ-аль при а-эц («за дерево и плод дерева») в Мэ-эйн шалош. То же самое относится к вину. Порядок такой, как я привёл, но благословение произносится один раз с упоминанием всего, что Вы ели.

3. После риса, пшена, фруктов, не относящихся к упомянутым пяти видам, овощей, рыбы, мяса, воды и всего остального произносят Борэй нэфошос («…Сотворивший множество живых существ»). Мэ-эйн шалош, в отличие от Биркас а-Мазон, не «подразумевает» эти продукты. Поэтому, если Вы ели мясо и запивали его вином, необходимо сказать и Мэ-эйн шалош на вино, и Борэй нефашос на мясо. Единственное исключение: если Вы ели, скажем, гранат и яблоки, то Мэ-эйн шалош на гранат «подразумевает» яблоки, так как и то, и другое — это «плод дерева».

Не забывайте, что благословение перед едой произносится на любое, даже самое минимальное количество пищи. Благословение после еды произносится, только если Вы съели определённое количество пищи — шиур.

Надеюсь, что немного прояснил для вас вопрос благословений. Более подробно об этом читайте в Кицур Шулхан Орух, начиная с 48ой главы и далее.

С уважением, Берл Набутовский

Материалы по теме


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше