Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто опозорит бедного! Следует же быть ему вместо отца, утешая его и говоря с ним, как сказано: «Отец Я нищим».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Почему Ишмаэль называется «дикарь-человек»?

Темы: Ишмаэль, Врожденные качества, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Разъясните, пожалуйста: Ишмаэль назван «пэрэ адам» (Берешит 16:12) потому, что не способен подчинить свои желания воле Творца, или наоборот, потому что считает свои желания волей Творца? Л.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Л.,

Слово пэрэ на иврите обозначает «дикий осёл», как следует из слов Творца Иову (Иов 39, 5). Называя Ишмаэля пэрэ адам, Тора имеет в виду, что снаружи он будет выглядеть, как человек (на иврите адам — «человек»), внутри же он будет «диким ослом», т.е. его природа и характер будут подобны природе и характеру дикого осла, которого невозможно обуздать. Ункелос так переводит слова пэрэ адам: «Он будет бунтовать». Поэтому Тора сразу же продолжает: «рука его на всех, и рука всех на него».

Из сказанного в мидраше (Сифри, Даврим, 354) видно, что из-за этого свойства (пэрэ адам) у Ишмаэля и его потомков будет склонность также к кровопролитию. Мидраш рассказывает, что Творец, желая даровать людям святую Тору, предлагал её разным народам. Ни один из народов, кроме евреев, не захотел принять Тору, поскольку в ней содержатся заповеди, неприемлемые для них. Для детей Ишмаэля, сообщает мидраш, неприемлем запрет убийства.

Из этого следует, что качество пэрэ адам проявляется у Ишмаэля, в том числе, в том, что он не способен подчинить собственные желания воле Творца. Однако можно предположить, что, как это часто бывает у людей, когда они не способны подчинить свои желания воле Творца, они начинают воспринимать свои желания как волю Всевышнего.

Тут важно подчеркнуть, что написанное выше не относится, не дай Б-г, к какому-то конкретному народу, ведь мудрецы сказали, что после того как Санхерив перемешал все народы, нет возможности определить, какой народ является чьим потомком. Кроме того, несомненно, что в каждом народе есть различные люди, ведь Творец предоставил каждому человеку возможность свободы выбора. Мои слова относятся только к пониманию текста, сказанного в Торе.

 

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше