Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Ишмаэль называется «дикарь-человек»?

Темы: Рав Реувен Куклин, Ишмаэль, Врожденные качества, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Разъясните, пожалуйста: Ишмаэль назван «пэрэ адам» (Берешит 16:12) потому, что не способен подчинить свои желания воле Творца, или наоборот, потому что считает свои желания волей Творца? Л.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Л.,

Слово пэрэ на иврите обозначает «дикий осёл», как следует из слов Творца Иову (Иов 39, 5). Называя Ишмаэля пэрэ адам, Тора имеет в виду, что снаружи он будет выглядеть, как человек (на иврите адам — «человек»), внутри же он будет «диким ослом», т.е. его природа и характер будут подобны природе и характеру дикого осла, которого невозможно обуздать. Ункелос так переводит слова пэрэ адам: «Он будет бунтовать». Поэтому Тора сразу же продолжает: «рука его на всех, и рука всех на него».

Из сказанного в мидраше (Сифри, Даврим, 354) видно, что из-за этого свойства (пэрэ адам) у Ишмаэля и его потомков будет склонность также к кровопролитию. Мидраш рассказывает, что Творец, желая даровать людям святую Тору, предлагал её разным народам. Ни один из народов, кроме евреев, не захотел принять Тору, поскольку в ней содержатся заповеди, неприемлемые для них. Для детей Ишмаэля, сообщает мидраш, неприемлем запрет убийства.

Из этого следует, что качество пэрэ адам проявляется у Ишмаэля, в том числе, в том, что он не способен подчинить собственные желания воле Творца. Однако можно предположить, что, как это часто бывает у людей, когда они не способны подчинить свои желания воле Творца, они начинают воспринимать свои желания как волю Всевышнего.

Тут важно подчеркнуть, что написанное выше не относится, не дай Б-г, к какому-то конкретному народу, ведь мудрецы сказали, что после того как Санхерив перемешал все народы, нет возможности определить, какой народ является чьим потомком. Кроме того, несомненно, что в каждом народе есть различные люди, ведь Творец предоставил каждому человеку возможность свободы выбора. Мои слова относятся только к пониманию текста, сказанного в Торе.

 

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше