Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Б-г отринул Шауля? Ведь Давид тоже много грешил...

Темы: Наказание, Раскаяние, Грех, Давид, Шауль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Овадья Климовский. Очень благодарна Вам за ответ — пусть благословит Вас Всевышний. Вот уже несколько недель ищу ответ на один вопрос: почему Б-г отринул Саула и отверг царство его (1Цар 13:14, 15:23), а Давид назван «мужем по серцу Б-га» и царство его будет из рода в род. В Писании упоминается только о грехе непослушания Саула, в то же время Давид тоже много грешил, но Г-сподь не сокрыл Своего лица от него. Почему за разные грехи Г-сподь по-разному наказывает? Как знать, что грех прощен? С благодарностью и уважением, дочь Юрия Юлианна

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемая Юлианна!

Спасибо за Ваши пожелания и интересные вопросы.

1. Рав Хаим Шмулевич, один из великих мудрецов и специалистов по еврейской этике последних поколений, писал об этом так. Грехи Давида, какими бы они ни были, являлись лишь следствием влияния дурного начала, которое есть у всех. И самый большой праведник не застрахован от того, что однажды споткнется на чем-нибудь и согрешит[1]. Но те, на первый взгляд, незначительные промахи царя Шауля были продуманы и поэтому, по сути, являлись бунтом против Всевышнего. Как упрекал его Шмуэль, «послушание дороже жертв». Сознательное неподчинение Б-гу гораздо опаснее одноразового «срыва». Кстати, если говорить о наказании, то царь Шауль всего лишь потерял право передать трон своим потомкам (и то еще не было ясно, перейдет царство к другой династии при жизни его сыновей или позже), в то время как царь Давид подвергался довольно серьёзным наказаниям. Однако царство потерял именно Шауль. Есть и еще одно объяснение, почему таково было решение Творца. Когда царю Шаулю указывали на его неправильное поведение, он всегда находил оправдания. Царь Давид же, несмотря на то, что и он не поступал совсем спонтанно, как простые люди, и у него было достаточно объяснений, почему он сделал тот или иной поступок, вел себя иначе. Когда пророк указал ему, что он неправ, первой реакцией царя было: «Я согрешил». Царь должен уметь брать на себя ответственность за происходящее, и, несмотря на то, что, как говорят мудрецы, Шауль был величайшим праведником своего поколения, это не было его сильной стороной.

2. А за грех с Бат-Шевой Давид так и не получил прощения при жизни — вернее, Всевышний не показал ему, что он полностью прощен. Поэтому до конца жизни Давид продолжал раскаиваться и переживать из-за этого и старался максимально исправить содеянное. О том, что он полностью чист перед Творцом, стало известно лишь во времена его сына Шломо. Когда тот хотел торжественно начать службу в построенном им Храме, ворота не пожелали открыться. Никакие молитвы и просьбы царя Шломо не помогли, пока он не упомянул заслуги Давида. Как рассказывают мудрецы (Шабат 30а), ворота тут же открылись, а лица ненавистников дома Давида потемнели от злости. А всему народу стало ясно, что Всевышний простил Давиду тот самый грех.

С уважением, Овадья Климовский


[1]Разумеется, чем выше уровень праведника, тем выше уровень его «сопротивляемости» дурному началу. Соответственно, и грехи его не так просто разглядеть простому человеку. Танах сообщает нам о грехах великих людей в такой форме, чтобы мы могли представить, с чем сравним их проступок на нашем уровне. Но на самом деле все гораздо сложнее и тоньше: как правило, за такой проступок обычный человек не был бы осужден вовсе — см. историю Давида и Бат-Шевы.

Читайте:

Велик тот, чьи ошибки можно пересчитать…

Царь Давид взял чужую жену?

Так даже простые люди не поступали!

Кто праведнее царя Давида и Моше-рабейну?

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше