Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я испытываю боль всего человечества. Как с этим жить?

Темы: Награда и наказание, Свобода выбора, Милосердие, Добро и Зло, Поиск истины

Отложить Отложено

Вопрос, который, вероятно, останется без ответа… Целью творения было воздать от Блага Творца другим. Чем же оправданы безмерные человеческие страдания на протяжении всей истории человечества? Если Истина дана только нам, то к чему такая истина, которая может принести счастье только тысячам, тогда как миллионы и миллиарды в большинстве своём блуждают во мраке и неведении, в страданиях, без Истины? Когда человек страдает и испытывает невыносимую боль, то ему не объяснишь, что боль это только «на время». Боль необходимо прекратить, чтобы человек перестал страдать. Когда я испытываю боль всего человечества, то не могу одновременно испытывать блаженство. Как с этим жить? Спасибо, Евгений

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Евгений,

Очень хороший вопрос. Можно сказать, что ответить на этот вопрос пытается почти вся литература, связанная с мировоззрением и философией — не обязательно религиозной и не обязательно еврейской.

Я хочу ответить Вам, основываясь на книге Рамхаля (Рабейну Мойше-Хаима Луцатто) Даас Твунос. Настоятельно рекомендую Вам изучить эту книгу самостоятельно, а ещё лучше попытаться попасть на урок по ней. Если Вы живёте в Иерусалиме, я даже могу Вам подсказать, как попасть на такой урок. Если же Вы не знаете лошон а-койдеш (святой язык), то на нашем сайте есть перевод книги на русский.

Коротко, Рамхаль это объясняет таким образом: максимальное благо достигается тем, что человек (в какой-то мере) уподобляется Творцу. Творец один, поэтому человек не может получить что-то от других. Кроме того, человек не получает полноценное удовлетворение от того, что получил бесплатно. Этот факт находит отражение даже в Галахе: научить человека самостоятельно зарабатывать на жизнь — это большая мицва, чем щедро обеспечить его всем необходимым.

Значит, перед Творцом стояла задача дать нам благо так, чтобы мы его получили не в подарок, а по праву. Как же может творение, у которого в момент появления из небытия ничего своего нет, получить что-то своё? Очень просто! Оно должно заработать себе награду. Как же её заработать? Выбирая добро. Да, единственное истинное достояние, которое мы можем приобрести, это сделанный нами правильный выбор.

Наличие выбора означает, что есть две более или менее равноценные возможности. Выбирая одну из них, человек поступает правильно, а другую, соответственно, — неправильно. Иными словами, если мы хотим обеспечить наличие выбора, мы неизбежно приходим к необходимости обеспечить возможность принять неправильное решение, решение в пользу зла. Именно поэтому Вс-вышний создал зло. Существование зла влечёт за собой страдания.

Здесь необходимо добавить, что человек получает «компенсацию» за перенесённые страдания.

Конечно, здесь не идёт речь о награде в этом мире. Награда, которую мы получим в будущем мире (с Б-жьей помощью) настолько превосходит всё, что мы можем себе представить, что даже в самый первый момент процесса её получения человек будет неимоверно рад всем перенесённым им страданиям.

Дальше Вы спрашиваете: «Если Истина дана только нам, то к чему такая истина, которая может принести счастье только тысячам, тогда как миллионы и миллиарды в большинстве своём блуждают во мраке и неведении, в страданиях, без Истины?».

Не совсем понимаю, кто такие «мы». Истина дана всем. Проблема состоит в том, что она не дана всем «на блюдечке с голубой каёмочкой». Те, кто не родился в семье большого праведника, не учился всю жизнь в йешиве и т.д. вынуждены искать истину сами. Тем большая награда за это их ожидает! (Здесь хочу порекомендовать Вам ознакомиться со статьёй Р. Эльхонана Бунима Вассермана благословенной памяти, которая была переведена на русский и напечатана в книге Три Измерения Души)

Даже если человек не находит истину полностью, а только самую маленькую частичку её, ему полагается за это огромная награда. В Талмуде описывается, в частности, какую награду получили различные страшные злодеи, такие, как Эглон, царь Моава, и Невухаднецор, царь Вавилона, за совсем малые добрые дела.

Вы говорите, что человеку, испытывающему страшные страдания, не до истины. Вы правы. Но мне, всё же, кажется, что большинство людей не проводит всю свою жизнь в страшных страданиях. В жизни большинства есть, по крайней мере, периоды сравнительного мира и спокойствия, когда они могут заняться поиском истины и подумать о той награде, которая их ожидает. Наличие же людей, которые действительно обречены на постоянные страдания и при этом даже не обладают свободой выбора их осмыслить, как скажем душевнобольные, объясняется переселением душ — гильгулим [см. Аризаль знал, кем каждый человек был в прошлой жизни?]. Жизнь этих людей является искуплением за совершённое в предыдущих жизнях. Это искупление позволит им получить ещё большую награду в будущем.

С уважением, Берл Набутовский

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».