Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Посещение больных — Бикур холим

Посещение больных — очень важная заповедь, выполняя которую, по словам мудрецов, человек уподобляется Самому Творцу. Интересно, что на Святом Языке эта заповедь называется Бикур Холим; корень первого слова, которое обычно переводят как «посещение, визит», на самом деле означает «выяснение». То есть, помимо того, что мы посещаем больного, что само по себе приятно ему, и, как известно, может облегчить его болезнь, мы еще должны выяснить, каково его состояние, и чем, соответственно, можно ему помочь.

Основные «моменты» этой заповеди таковы:

1. Заповедь выполняется каждый раз, когда вы навещаете больного, даже несколько раз в день. Однако, при этом следует быть внимательным и следить за тем, чтобы не потревожить его или не причинить неудобство.

2. Не следует навещать недруга, чтобы тот не подумал, что человек рад его участи.

3. Если больной по какой-то причине лежит на земле (на полу), не следует во время посещения сидеть возле него на стуле, поскольку в изголовье больного находится Шхина (Б-жественное присутствие), — не следует «возвышаться» над ней.

4. Если сам человек не может прийти к больному, нужно послать к нему кого-то другого или хотя бы написать (позвонить) ему.

5. Больной не обязан вставать даже перед высокопоставленными чиновниками и главами государства. Если больной все-таки встал, чтобы поприветствовать кого-либо, ему не говорят «Садись», поскольку это может быть истолковано как «Садись и продолжай болеть».

6. Разрешается навещать больных и в Субботу. Но тогда вместо принятых форм молитвы произносят: «В субботу не следует взывать, а исцеление скоро придет». Некоторые добавляют: «Велика милость Его, и пусть будет им отдых и мир».

7. Если человек навестил больного, но не помолился за него, по некоторым мнениям, он не выполнил заповедь посещения больных так, как того требует Закон.

8. Если в семье кто-то заболел, следует пойти к одному из мудрецов города и рассказать о случившемся, чтобы тот помолился за него. Есть также традиция благословлять всех больных в синагоге во время чтения свитка Торы (даже в Субботу).

9. Не навещают больных, у которых болезнь кишечника или глаз, а также все заболевания, из-за которых человек стесняется встречаться с другими людьми. То же касается болезни, при которой больному очень тяжело говорить с другими. Но в таком случае приходят, чтобы проверить, есть ли у больного все необходимое, и становятся рядом с его комнатой, чтобы помолиться за него.

10. Не сообщают больному о смерти близкого человека, пока он не поправится. Даже если больному стало известно об этом, ему не делают крия (надрез на одежде), не оплакивают при нем мертвого. Все это может очень сильно повлиять на состояние больного и повредить ему.

11. Больной, состояние которого сильно ухудшилось и есть основания полагать, что жить ему осталось совсем немного, должен произнести видуй (исповедаться). Ведь тот, кто исповедуется, удостаивается доли в будущем мире. Не следует делать это в присутствии детей и женщин, чтобы их плач или страх не ускорил его смерть. Ему также говорят, что нужно попросить прощения у тех, кого он обидел, и тех, кому он причинил вред. Смерть сама по себе, без прощения, не может стать искуплением. Кроме того, ему советуют дать цдаку, а если он не соблюдал заповеди, считается большой мицвой (заповедью) помочь ему раскаяться и вернуться к вере в Творца.

Рассказывают, что однажды ученик ешивы «Мир» сильно заболел. Врачи уже не верили, что юноша сможет выжить. Ученики рассказали об этом своему духовному наставнику — раву Йехезкелю Левенштейну. Услышав это, рав открыл трактат Шабат и прочел вслух: «(Когда) лежит человек при смерти, и девятьсот девяносто девять ангелов-обвинителей стоят над ним, и лишь один ангел защищает его, — он может спастись, как сказано в книге Йов (33): “Если есть над ним один ангел из тысячи, который скажет о нем доброе”».

Прочитав этот отрывок, рав Левенштейн открыл арон аКодеш (специальный шкаф) со свитками Торы и вскричал со слезами на глазах, так, что все присутствующие содрогнулись: «Владыка мира, этот юноша оставил свой теплый родительский дом в Германии и отправился в ешиву “Мир” еще до начала войны, чтобы изучать Тору. Неужели среди тысяч ангелов нет у него ни одного ангела-защитника?» Затем он начал читать псалмы вместе со своими учениками. Сразу же после их молитвы состояние юноши значительно улучшилось. Постепенно он выздоровел и вернулся к учебе.

Выводить материалы