Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Талмуде написано, что все те люди, которые приходят навестить больного, в каком-то смысле способствуют его быстрому выздоровлению. С каждым новым посетителем (если он ровесник больного) может уйти 1/60 часть болезни.

1. Одна из важных заповедей Торы — навещать больных, вне всякой связи с их положением в обществе или материальным состоянием. Цель — не только прийти пообщаться с больным и поддержать его психологически, но и помочь ему всем необходимым. Необходимо проверить, хватает ли ему еды, работает ли в комнате отопление. В каждой еврейской общине необходимо следить, в какой степени люди информированы о происходящем, и установить определенный порядок посещений.

На самом деле есть несколько причин, по которым приходят навестить больного: а) принести ему все необходимое; б) успокоить и порадовать его; в) помолиться за него; г) в Талмуде написано, что все те люди, которые приходят навестить больного, в каком-то смысле способствуют его быстрому выздоровлению. С каждым новым посетителем (если он ровесник больного) может уйти 1/60 часть болезни.

Поэтому необходимо навещать даже больных, о которых постоянно заботятся, например, которые находятся в больнице.

Йом Кипур в бейт-мидраше раби Шалома из Бельц. Все собрались на утреннюю молитву, но кантор до сих пор не пришел. Он задержался, потому что помогал одному тяжело больному постояльцу своей гостиницы: готовил ему горячий чай и еду. Когда кантор вошел в синагогу, все уже успели прочитать «Песукей де-зимра» (первую часть утренней молитвы). Он занял свое место и, увидев в молитвеннике слово «Мелех» (Царь), просто задрожал. Он вспомнил диалог между раби Йохананом бен Закаем и римским полководцем Веспасианом. Талмуд рассказывает, что Веспасиан спросил раби Йоханана: «Если ты назвал меня царем, почему же ты не пришел ко мне раньше?»

После молитвы раби Шалом подошел к кантору и спросил, что случилось утром. Тот испугался и начал извиняться, объясняя, что произошло. «Не оправдывайся, — сказал раби Шалом, — я так и чувствовал, что утром ты был занят выполнением великой заповеди. Ведь сказано: “Спасающий одного человека, подобен спасающему весь мир”. Знай, что твоя молитва была принята наверху, а за свой поступок ты получишь большую награду».

9 декабря — 8 июня

2. Близким родственникам и друзьям следует навестить больного в тот же день, как его состояние ухудшилось, а все остальные приходят через три дня. Если же состояние больного резко ухудшилось, заповедь навестить его (сразу) распространяется на всех.

3. Заповедь выполняется каждый раз, когда вы навещаете больного, даже если вы делаете это несколько раз в день. Однако при этом следует быть внимательным и следить за тем, чтобы не потревожить больного и не причинить ему неудобство.

4. Если речь идет о заразной болезни, заповедь лежит только на тех, в ком больной нуждается. Но и здесь все зависит от степени опасности заразиться. Если есть прямая угроза для жизни, нет обязанности посещать больного.

5. Не следует навещать своего недруга, чтобы тот не подумал, что человек рад его участи.

6. Когда приходят навестить больного, очень важно сидеть рядом с ним и общаться. Если же больной, по какой-то причине лежит на земле (на полу), не следует во время посещения сидеть возле него на стуле или другом высоком предмете. Мудрецы объясняют, что поскольку в изголовье больного находится Шехина (Божественное Присутствие), нужно вести себя особым образом и не «возвышаться» над ней.

7. Если сам человек не может прийти к больному, то, в крайнем случае, нужно послать к нему кого-то другого или хотя бы написать и позвонить ему.

Когда заболел знаменитый Раби из Александера (автор книги «Исмах Исраэль»), раби Авраам из Сохачова (автор книги «Авней Незер») послал к нему своего сына, чтобы тот навестил его. Он также попросил сына сказать, что выполняет поручение отца. После этого визита Раби из Александера сказал: «Написано, что сам Всевышний навещает больных, а, значит, заповедь нужно выполнять самому, а не через третье лицо. Но, наверняка, раби Авраам немолод и уже очень слаб, поэтому не смог прийти ко мне сам».

10 декабря — 9 июня

8. Больной не обязан вставать даже перед высокопоставленными чиновниками и главами государства. Если больной все-таки встал, чтобы поприветствовать кого-либо, ему не говорят: «Садись», поскольку это может быть истолковано, как «Садись и продолжай болеть».

9. Разрешается навещать больных и в Шабат. Но тогда вместо принятых форм молитвы произносят: «Не следует кричать (истово молиться) в Шабат — излечение придет вскоре». Некоторые добавляют: «Велика милость Его, и пусть будет им отдых и мир».

10. Если человек навестил больного, но не помолился за него, по некоторым мнениям, он не выполнил заповедь посещать больных, как того требует закон.

² ² ²

Когда ешива «Мир» переправилась в Шанхай, один из учеников сильно заболел. Проверившие его врачи сказали, что состояние безнадежное, и ему ничем нельзя помочь. Они не надеялись, что юноша сможет остаться в живых. Ученики рассказали об этом своему духовному наставнику — раву Йехезкелю Левенштейну. Услышав о болезни, рав открыл трактат «Шабат» и начал громким голосом читать: «Лежит человек при смерти, и девятьсот девяносто девять ангелов обвинителей стоят над ним, и лишь один ангел защищает его, он может спастись, как сказано (“Йов”, 33): “Если есть над ним один ангел из тысячи, который скажет о нем доброе”

Прочитав этот отрывок, рав Левенштейн открыл арон кодеш со свитками Торы и вскричал со слезами на глазах так, что все присутствующие просто содрогнулись: «Владыка мира, этот юноша оставил свой теплый родительский дом в Германии и отправился в ешиву “Мир” еще до начала войны, чтобы изучать Тору. Неужели среди тысяч ангелов нет у него ни одного ангела-защитника?!» Затем он начал читать псалмы вместе со своими учениками. Сразу же после их молитв состояние юноши значительно улучшилось. Он постепенно выздоровел и вернулся к учебе.

11 декабря — 10 июня

11. Мудрецы учили, что лучше не навещать больного сразу утром в течение первых трех временных часов. Утром больной часто чувствует себя лучше (и выглядит лучше, чем на самом деле). Тот, кто навещает его в это время, может подумать, что за него уже не следует молиться так сильно, как раньше. Не стоит навещать больного и в течение последних трех временных часов, когда он уже устал, и его состояние значительно ухудшилось. Увидев больного в очень тяжелом положении, люди могут подумать, что за него уже не имеет смысла молиться.

Однако многие не придерживаются этих правил. Если вы можете навестить больного только в определенное время, даже когда тот выглядит не самым лучшим образом, лучше прийти, чем совсем отказаться от выполнения заповеди.

12. Когда молятся в присутствии больного, это можно делать на любом языке. Но находясь в другом месте, следует молиться за него на лашон а-кодеш (святом языке).

13. Когда молятся за больного в его присутствии, нет необходимости упоминать имя больного. Когда больного рядом нет, следует молиться за него, указывая его имя, упоминая при этом, что он является частью всех еврейских больных.

Однажды люди заметили, как великий раввин, Альтер из Слободки, стоит и молится возле дома одного из своих учеников. Его спросили, почему он стоит именно здесь, ведь молиться можно в любом месте. Он ответил: «Нам известно, что у него кто-то заболел. Каждый день мы встречаемся с ним в синагоге или в ешиве, и там мне гораздо труднее почувствовать, насколько ему тяжело. Вот поэтому я и пришел сюда».

14. Если в семье кто-то заболел, следует пойти к одному из мудрецов города и рассказать о случившемся, чтобы тот помолился за него. Есть также традиция благословлять всех больных в синагоге во время чтения свитка Торы (даже в Шабат).

15. Не навещают больных, у которых есть проблемы с кишечником или глазами, а также все те проблемы, из-за которых больной стесняется принимать у себя людей. То же касается болезни, при которой больному очень тяжело говорить с другими. Но в таком случае приходят, чтобы проверить, есть ли у больного все необходимое, и, стоя рядом с его комнатой, помолиться за него.

Когда Альтер из Слободки узнавал о проблемах или плохом самочувствии одного из членов общины, он не мог найти себе покоя и все время молился за этого человека. Кроме этого, он специально посылал к нему людей, чтобы выяснить, чем можно ему помочь, и чего ему не хватает. Но и этого было недостаточно. Когда дело доходило до врачей, он пытался выяснить к кому именно лучше всего обратиться и какие лекарства нужно покупать. Если недуг приходил к одному из учеников ешивы, разговоры об этом заполняли дом и не сходили с его уст. Дело очень часто оборачивалось так, что рав отдавал свои деньги на необходимые расходы, даже когда денег на содержание ешивы практически не оставалось.

Когда он видел, что какой-то из учеников старается помочь больному, чем может, он очень ценил это, старался забыть все его проступки и всячески защищал его в разных конфликтных ситуациях. И, наоборот, если какой-то из учеников был безразличен к больным товарищам, он строго обращался к нему и напоминал, что тот, кто изучает Тору, должен быть более чутким и не знать покоя, когда рядом страдают люди.

² ² ²

В городе Бриск проживал один еврей, который уделял особое внимание заповеди посещения больных. Проблема была только в том, что он оставался у больного слишком долго. Однажды об этом добром еврее услышал рав из Бриска, рав Хаим Соловейчик. Он вызвал его к себе и сказал: «Мудрецы учили нас, что навещая больного, мы “забираем” 1/60 его болезни. А теперь давай посчитаем, сколько свободного времени должно быть у больного, чтобы его успели навестить шестьдесят человек в день. Ему ведь, как и обычному здоровому человеку, нужно спать и есть, умываться и отдыхать… Получается, что на каждую встречу у него остается очень мало времени».

12 декабря — 11 июня

16. Не сообщают больному о смерти близкого человека, пока тот не поправится. Даже если больному стало известно об этом, ему не делают крия (разреза на одежде), не оплакивают при нем мертвого. Все эти вещи могут очень сильно повлиять на состояние больного и навредить ему.

17. Если болезнь затягивается, приходят к больному и пытаются помочь ему вспомнить, кто должен ему деньги, и у кого он сам брал деньги в долг, чтобы в случае, если состояние ухудшится, знать, как устроить его дела. Но об этом нужно говорить очень осторожно, чтобы не напугать его.

18. Больной, состояние которого очень сильно ухудшилось, и есть основания полагать, что жить ему осталось совсем немного, должен сказать видуй (исповедь). Ведь тот, кто исповедуется, удостаивается доли в будущем мире. Не следует делать это в присутствии детей и женщин, чтобы их плач или страх не ускорил его смерть. Ему также говорят, что нужно попросить прощения у тех, кого он обидел и тех, кому он навредил. Смерть сама по себе, без прощения, не может стать искуплением.

Кроме того, ему советуют дать цдаку, а если он не соблюдал заповеди, считается большой мицвой помочь ему раскаяться и вернуться к вере в Творца.

19. Если тяжело больной не может сказать видуй вслух, ему говорят сделать это мысленно. Ему нужно сказать следующее: «Бог Всесильный, Бог моих отцов, в Твоих руках моя жизнь и Ты можешь излечить меня. Пошли мне полное выздоровление, но если я умру, пусть сама смерть искупит мои грехи. Ты же определи мне место в Ган-Эден[1], чтобы я продолжил жить и в мире грядущем, в мире праведных».


[1] Райский сад, где пребывают души праведников.


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше